Тайная израильско-саудовская встреча направляет Байдену сильный сигнал по Ирану

Историческая встреча премьер-министра Израиля и наследного принца Саудовской Аравии стала мощным сигналом как союзникам, так и врагам, что две страны по-прежнему глубоко привержены сдерживанию общего врага - Ирана.

 

На комбинированном снимке изображены наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман в Осаке, Япония, 29 июня 2019 года, и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в Иерусалиме 9 февраля 2020 года.

 

Тайная встреча в прошлое воскресенье в саудовском городе Неом, подтвержденная израильскими официальными лицами, но публично опровергнутая Эр-Риядом, передала скоординированное сообщение избранному президенту США Джо Байдену о том, что основные союзники Вашингтона в регионе сплотили  ряды.

Это был первый публично подтвержденный визит в Саудовскую Аравию израильского лидера, и встреча, которая была немыслима до недавнего времени, поскольку между двумя странами нет официальных дипломатических отношений. 

Но это подчеркивает глубину озабоченности двух стран по поводу Ирана и показывает, как противодействие Тегерану приводит к стратегической перестройке стран на Ближнем Востоке.

 

«Это Иран», - сказал министр израильского кабинета Цахи Ханегби израильскому армейскому радио, когда его спросили о визите. «Очень,  важно создать ось, которая изолирует Иран».

Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман, фактический правитель королевства, и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пользовались решительной поддержкой президента США Дональда Трампа и отстаивали свою кампанию «максимального давления» против Ирана.

Они опасаются, что Байден примет политику в отношении Ирана, аналогичную политике, принятой во время президентства Барака Обамы в США, которая обострила связи Вашингтона с его традиционными региональными союзниками.

Байден сказал, что он присоединится к международному ядерному пакту с Ираном, который Трамп покинул в 2018 году, и будет работать с союзниками над усилением его условий, если Тегеран сначала возобновит строгое соблюдение.

И Израиль, и Саудовская Аравия недавно усилили риторику в адрес Ирана, который ведет несколько войн с Эр-Риядом в регионе.

 

Иран создал сеть вооруженных шиитских формирований по всему арабскому миру, от Ирака до Сирии и Ливана, а также до Персидского залива и Йемена. 

Поддерживаемые Тегераном повстанцы-хуситы в Йемене атаковали саудовские нефтяные объекты на прошлой неделе, что стало последним из серии нападений на саудовские объекты.

Израиль ведет теневую войну против иранских войск, в основном за счет регулярных воздушных налетов в Сирии на ливанскую шиитскую военизированную группировку «Хезболла», на Стражу исламской революции и на поставки оружия, которое перемещается по стране.

 

САУДОВСКИЙ КОРОЛЬ НЕ ИНФОРМИРОВАН

Воскресная встреча прошла в присутствии госсекретаря США Майка Помпео и главы разведки Израиля, сообщают израильские СМИ.

Помпео, который пытался убедить Саудовскую Аравию последовать примеру Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Судана в нормализации отношений с Израилем, отказался подтвердить встречу. Но дипломаты в регионе заявили, что посланники США в частном порядке подтвердили, что встреча состоялась.

 

Нетаньяху отказался комментировать встречу. Он еще не посетил ОАЭ и Бахрейн с момента установления официальных отношений с молчаливого одобрения Саудовской Аравии, электростанции Персидского залива.

В четверг он сказал, что ожидает, что еще больше стран нормализуют отношения с Израилем в ближайшие несколько месяцев.

 

В саудовских социальных сетях было ограниченное количество разговоров о встрече, но некоторые деятели оппозиции осудили визит. 

Политологи считают, что отрицание встречи Саудовской Аравией могло быть способом проверить ситуацию дома.

Саудовская Аравия, родина ислама, в последние годы смягчила свою позицию по отношению к Израилю, но дала понять, что еще не готова официально нормализовать отношения, что, по мнению аналитиков, будет трудным шагом для короля Салмана в отсутствие израильско-палестинского мира.

« Встреча (с Нетаньяху) была направлена ​​на то, чтобы подчеркнуть, что МБС (Мохаммед бин Салман) более склонен, чем его отец, предпринять шаги к нормализации, не достигнув сначала решения о создании двух государств», - сказал Нил Куиллиам, младший научный сотрудник аналитического центра Chatham House.

Несмотря на это, нормализации не ожидается, пока жив король Салман, сказал источник с хорошими связями в Саудовской Аравии и иностранный дипломат в Эр-Рияде.

«Нормализация ... это пряник для отвлечения внимания (Байдена) от других вопросов, особенно от (Саудовской Аравии) прав человека», - сказал дипломат.

Источник в Саудовской Аравии и дипломат заявили, что саудовский король держался в неведении относительно визита Нетаньяху.

Хотя король председательствовал на виртуальном саммите лидеров G20 на прошлых выходных, слухи о его ухудшающемся здоровье распространились с тех пор, как этим летом он был госпитализирован.

 

Во время саммита G20 просочилась видеозапись, на которой MBS исправляет запутанные воспоминания короля. Источники сообщили, что эта утечка была преднамеренной.

 

ИЗРАИЛЬСКАЯ УТЕЧКА

Утечка информации о встрече принца Мохаммеда с Нетаньяху, возможно, была преднамеренной из Израиля: для прямого рейса из Тель-Авива использовался бизнес-джет, который был быстро обнаружен на счетчиках полетов с открытым исходным кодом, и израильские цензоры не предприняли никаких усилий, чтобы аннулировать репортажи о происшествиях. поездка.

Утечка дала Нетаньяху возможность поставить в неловкое положение своего политического соперника, министра обороны Бенни Ганца, который должен занять пост премьер-министра через год в соответствии с соглашением о разделении власти.

Он включал новость о том, что Нетаньяху не проинформировал Ганца о поездке, что фактически означало для израильских избирателей, что центристскому политику нельзя доверять, чтобы держать в секрете, после предположений, что досрочные выборы не за горами.

Ганц назвал утечку «безответственной».

Нетаньяху признал, что он также держал Ганца в неведении относительно секретных переговоров с ОАЭ, которые привели к нормализации ситуации.