Что открыл Гумилев?-2

На модерации Отложенный

      Ключ к историческому процессу-13.

      (окончание)

      По сути, в лице Гумилева мы имеем дело с еще одним Колумбом.

      Об индивидуальных инстинктах человека известно много и говорится часто. Чего стоит один только инстинкт самосохранения! А теперь на сцену выходят и социальные. Один из них - пассионарность - генетически обусловленный социальный инстинкт, направленный на преодоление форс-мажорных ситуаций в развитии общества.

      Лев Николаевич обнаружил пассионарность, исследуя процесс формирования этносов. В виде той новой матки, которая раскалывает старый пчелиный рой надвое, создавая свой. Но на этом он и остановился.

      Ему было невдомек, что открытая им пассионарность действует во всех критических моментах истории.

      Она включается при нашествии захватчиков. Это особенно заметно, когда "штатные" лидеры страны при виде агрессора проявляют растерянность или демонстрируют бездарность. Тогда появляется "невесть откуда" тот самый спасительный резерв в виде легендарной Жанны д'Арк, не менее легендарных Минина и Пожарского, Гарибальди.

      Пассионарии также - боевое ядро всех буржуазных революций, как это было в Англии, Франции, России. И упомянутые ранее леворадикальные перевороты с их гремучей смесью из фанатизма, безоглядной жертвенности и безумной жестокости - Робеспьер, Ленин - полностью их продукт.

   

      Многовековое стоическое противостояние христиан, как вызов языческим властям древнего Рима - наиболее яркий пример еще одной сферы действия пассионариев. Теперь уже - на религиозной ниве.

      Кроме того, пассионарии убивают сразу двух зайцев, когда освободительная борьба сливается с буржуазной революцией. Так случилось в ХІХ веке в Италии, где изгнание австро-венгерских захватчиков совпало со сменой формаций. Та же картина повторилась в Китае в ХХ веке.

Избавление от японских оккупантов шло плечом к плечу с буржуазной перестройкой.

      Гумилев, при всей грандиозности его открытия, попытался еще решить вопрос, откуда возникает в людях эта пассионарность - неукротимое стремление двигаться к цели, даже если эта цель находится за пределами их сознания? Его ответ: от избытка биохимической энергии живого вещества. А откуда берется этот избыток? Из космоса, решает Гумилев, сидя в тюремной камере и наблюдая за солнечным лучом.

      Он, блестящий этнограф, просто не был готов увидеть в пассионарности проявление социального инстинкта - побуждающего отдельного человека или группу людей совершать действия сверхнапряжения, заряжающие социум и толкающие его на преодоление исторических форс-мажоров. И никаких космосов. Природа позаботилась о том, чтобы снабдить любую общность неприкосновенным запасом для прорыва через критические ситуации в ходе ее развития.

      Пассионарий - фанатичен, неукротим и невменяем. Таких людей еще называют зомбированными. Так оно и есть. Это в равной степени относится и к японским камикадзе, и к ленинским большевикам, и к игиловским шахидам. Но это как раз тот человеческий материал, с помощью которого законы истории прокладывают путь историческому процессу в "пожарных" ситуациях. Потому что люди обычные избегают каторги, шальных пуль и самоподрыва.

      "Нормальные герои всегда идут в обход".

      В истории науки известны факты случайных открытий. Например, радиации четой Кюри. Лев Гумилев совершенно случайно открыл восьмой закон исторического процесса. Для преодоления форс-мажорных обстоятельств в истории человеческой общности природа включает свой резерв из пассионариев.

   

      Материалы по теории исторического процесса с периодичностью раз в 7-10 дней размещаются на сайте «Марксизм. Форум. АИП» и на поле «Нового рабочего».

Пчёлка, Бобер.