Самый воинский храм Москвы

На модерации Отложенный

Самый воинственый храм Москвы.

Нынешняя территория московского района Лефортово в петровские времена была основным полигоном для испытаний прогрессивных идей царя-реформатора. На мой взгляд, окрестности Госпитальной площади - это вообще эдакий прото-Петербург (и одно из самых красивых, интересных, и при этом незаезженных мест в Москве). Одним из направлений петровской модернизации было военное дело, и в рамках этого процесса были созданы элитные гвардейские полки - будущие Семеновский и Преображенский. Место их расквартирования получило название Солдатская слобода. Рядом с солдатами в собственном роскошном дворце поселился и их "шеф" - сподвижник Петра Франц Лефорт. Именно по его инициативе в этом районе появилась собственная, "солдатская" церковь.

Храм на этом месте стоял и в допетровские времена - Николаевский храм был освещен еще при Михаиле Романове в 1613 году, вскоре после его воцарения. Лефорт в 1696 году перестроил его в новую деревянную церковь, назвав её, чтобы сделать приятное своему венценосному покровителю, в честь Петра и Павла. Нынешнее здание появилось уже после его смерти в 1699 году - но, по преданию, он успел поучаствовать в его закладке.

Храм Петра и Павла в Лефортово, который мы видим сейчас, относится к 1711 году. Это довольно любопытная смесь классической старорусской церкви с шатровой колокольней с незначительными элементами начинавшего набирать популярность барокко. Солдатской она пробыла до конца XVIII века, когда полки перевели из Москвы, а бывшую слободу отдали гражданскому населению.

фото

У него интересная для Москвы (и СССР вообще) история в XX веке - во время, когда храмы повсеместно закрывались и разрушались, Петропавловская церковь не только оставалась действующей, но и сохранила свои старинные колокола, это невероятная редкость. Близость к госпиталю Бурденко и академии вооруженных сил вернула ей статус главного воинского храма (до постройки нового, но это уже отдельная история).

 

 

Самый воинственый храм Москвы.

 

Если сравнивать нынешний вид церкви с сохранившимися фотографиями XIX и начала XX века, то первое, что бросается в глаза - это разросшаяся зелень, укрывшая территорию храма от прохожих, и добавившая ему атмосферы и таинственности.