Ключ к историческому процессу-12.
Мы легко можем повернуть голову, присесть или согнуть руку. Мысль - молниеносный сигнал - сокращение мышц и - готово! Впечатление: наше тело без труда управляемо нами. И это действительно так. Но только - по мелочам. На самом деле, нами управляет заложенная в нас природой генетическая программа. Это не я хочу есть или спать. А наша генетика требует вовремя накормить наш организм и уложить нашу биологическую особь отдыхать. Мы непроизвольно вздрагиваем при неожиданном пугающем звуке. Более того, анатомия женщины, например, содержит группу мышц, которыми она, во-первых, совершенно не способна управлять. Поскольку они вообще действуют помимо ее воли и желания. И, вдобавок, приносят большие страдания. Во-вторых, эта группа в текучке будней не работает и может вообще никогда не включиться. Но если уж включилась, то - держись! Все остальные мышцы замирают в ожидании. Да, всё верно. Эта та группа, которая открывает дорогу новой человеческой жизни.
Выходит - наше сознание далеко не всегда контролирует наши действия и управляет нами.
Таким же образом природа поступает и с обществом. Она задает ему программу и наделяет необходимыми талантами для ее реализации. В социуме всегда найдутся особи с лидерскими качествами. Из них выходят государственные управленцы - от Александра Македонского и Юлия Цезаря до Бисмарка и Маргарет Тэтчер. Люди, тяготеющие к науке - Дарвин, Эйнштейн. Найдутся всегда готовые лирой пробуждать чувства добрые – Пушкин, Моцарт. Это - в обыденной жизни.
Однако, в истории любого народа время от времени также складываются и форс-мажорные обстоятельства. Например, вражеское нашествие или приближение той же буржуазной революции.
Откуда же берутся революционеры? Готовые идти в тюрьму, на каторгу. Жертвуя своей жизнью в борьбе за призрачную свободу. Или с кучкой единомышленников бросающиеся на хорошо укрепленные казармы Монкада. Что это за люди, способные принести себя в жертву делу, исход которого далеко не ясен?
Эту тайну разгадал Лев Гумилев. Первым после Маркса и Энгельса он пополнил копилку аналитической истории, или теории исторического процесса (ТИП). Оказывается, общество всегда содержит в себе скрытый людской резерв для преодоления "непреодолимых" препятствий. Если развитие идет эволюционным путем, этот резерв остается невостребованным и незадействованным, как родовые мышцы у монахинь.
Для пояснения его открытия берем всем известный пример.
В 1783 г американская армия одержала окончательную победу над английскими колониальными войсками, что сделало Штаты независимым государством. Но ровно десять лет назад, трудно поверить, но это - факт, колонисты не имели ни армии, ни вооружения. Ничего, кроме личных "кольтов". Тогда всё их "фе" Англии выразилось в том, что они устроили знаменитое "Бостонское чаепитие" - вышвырнули акцизный чай в море. Так что же это за сила, которая в кратчайший срок так изменила и воспалила американских колонистов, заставив броситься их, безоружных, на амбразуру?
Гумилев объясняет, что в критические моменты истории в дело включаются люди-пассионарии. "Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло".
Теперь-то мы знаем, что к 70-м годам XVIII века в английских колониях Америки местная общность сложилась в самостоятельную нацию. Которой своя государственность полагается "по штату". Но это достижимо лишь при независимости. А, следовательно, через полный разрыв с Англией. Генеральный девиз пассионариев в 1775 г озвучил Патрик Генри: "Дайте мне свободу или дайте мне умереть!". А механизм пассионарности уже запущен. Общность выделяет из своей среды личностей, обладающих экстраординарным социальным зарядом - Адамс, Вашингтон. Они и "заводят" всех остальных. Этих людей может быть немного, поясняет Гумилев. Но их энергия, харизматичность, жестокость, напористость, как эпидемия, заряжают всех окружающих.
И начинают твориться буквально чудеса. Откуда не возьмись появляется оружие. Из-за океана приходит решающая поддержка. Французский маркиз де Лафайет одевает, обувает и вооружает колонистов. Нехватка у них боевого опыта с лихвой восполняется высоким боевым духом. Враг отступает. Враг побежден.
(Окончание следует)
Комментарии
Комментарий удален модератором
Возможно, Артамонов Г.А. и Спицин Е.Ю - хорошие археологи. Но одно дело - черепки и медяшки, другое дело - объяснить порыв Жанны Д’Арк и Александра Матросова. А здесь одних кисточек и лопаток маловато.
Комментарий удален модератором
Вот видите, Сергей Сергеевич, дипломированные и со степенями. А открытие пассионарности - слона в истории - и не приметили. :-)
Черепки и медяшки - конечно тоже слоны. Без артефактов нет истории. Но мы за то, чтобы ученый время от времени включал мозги.
А давайте ругать и насмехаться над Колумбом. Ага, ага, ошибся! Это была не Индия! Лузер! Фантазер, оригинальное вранье!
И мы будем правы. Но только с одной стороны. :-)
Посмотрите, как молчанием вы обошли тему Жанны д’Арк и Александра Матросова. Ну сидел бы Козьма Минин себе в Нижнем, а поляки в Москве. Друг другу не мешали б. Может, поляки и сами б ушли. :-). Что это его вдруг потянуло освобождать не свою губернию? :-)
И еще один вопрос вам, Сергей Сергеевич.
Вы в самом деле считаете, что Лихачев про ужасы Соловков “завирался”?
Ну, он там был. А у вас откуда другие сведения? Где ваша опора на “черепки и медяшки”?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Интересный взгляд. Давайте разбираться вместе – противоречит ли марксизму открытие пассионарности Гумилевым?
Действительно, один из законов диамата утверждает – в течение любых процессов происходит накопление количественных изменений, которое в определенный момент ведет к изменению качества.
Гумилев изучал изменения в развитие этносов и возникновение в какой-то момент новых общностей на их базе. Вроде всё соответствует этому закону диалектики. :-)
В чём вы видите противоречие открытия Гумилева марксизму?
На самом деле гораздо всё яснее в марксизме - формации, классовые интересы, роль личности
Те же самые американские колонисты из вашего примера не стали вдруг пассионариями, а разбогатели достаточно для того, содержание собственной армии оказалось выгодней уплаты налогов метрополии.
Помните знаменитое -"нет налогов без представительства"?
Ну и плюсом франко-испанская подрывная деятельность, да огромное расстояние, да изменившийся этнический состав в колониях, да и вообще кризис конца 18-го века в Европе, вылившийся во Французскую революцию.
Нет тут места для пассионариев
Возможно, вы, ал мсм, не обратили внимание на ту часть материала, где говорится, что пассионарии всегда находятся в обществе так же, как и обусловленными генетикой, потенциальные поэты, музыканты, учёные, лидеры, архитекторы и др.
Чтобы открылся талант полководца, необходима война. Чтобы открылся пассионарий, необходим любой национальный форс-мажор.
Марксизм показывает дорожную карту этапов развития нашей цивилизации, и вы о них написали - переходы от формации к формации, появление новых классов, вызванные возникновением новых способов производства и др.
А пассионарность - механизм преодоления труднейших препятствий на этом пути.
== Те же самые американские колонисты из вашего примера не стали вдруг пассионариями, а разбогатели достаточно для того... ==
Вы, наверное, подзабыли, что до прихода помощи от маркиза де Лафайета армия повстанцев, несмотря на стойкость, находилась в плачевном состоянии. Отсутствовало самое необходимое - вооружение, одежда, снабжение было провалено. Вашингтон писал об этом слёзные письма Конгрессу. Зим...
___
т.е. то, что называлось "талантом", "гениальностью" Гумилев обозвал "пассионарностью". Но хорошо, это заслуга конечно
только помощь извне спасла их от окончательного краха.
_____
тут вы совсем запутались и начинаете обосновывать мою позицию. Вот именно - не в пассионариях дело, а тупо в бабле, чисто материальных факторах.
Бунтарей было много, одни крестьянские войны чего стоят. Но без бабла толку о "пассионариев" нет
= то, что называлось "талантом", "гениальностью" Гумилев обозвал "пассионарностью" =
Где же это вы нашли у Гумилева?
А где это в наших текстах?
Мы ведь написали, что пассионарии, как и остальные неординарные люди с различными талантами, находятся в обществе всегда. Общее у них только то, что их специфические особенности обусловлены их генетикой.
И даже сказано, когда проявляется пассионарность - при исторических форс-мажорах в развитии общности.
Вот о них в статье: “Готовые идти в тюрьму, на каторгу. Жертвуя своей жизнью в борьбе за призрачную свободу. Или с кучкой единомышленников бросающиеся на хорошо укрепленные казармы Монкада. Что это за люди, способные принести себя в жертву делу, исход которого далеко не ясен?”. Разве такая характеристика относится к поэтам, архитекторам и др?
= тут вы совсем запутались и начинаете обосновывать мою позицию. Вот именно - не в пассионариях дело, а тупо в бабле =
Вот ваша позиция:
= Те же самые американские колонисты из вашего примера не стали вдруг пассионариями, а разбогатели достаточно для того =
А что написано в статье?
“трудно поверить, но это - факт, колонисты не имели ни армии, ни вооружен...
== Бунтарей было много, одни крестьянские войны чего стоят. ==
Интересную тему вы подняли, ал мсм. Давайте разбираться, имеют ли эти войны отношение к пассионарности?
А какие, на ваш взгляд исторические форс-мажоры, то есть причины, ставшие тормозом в развитии нации, вызвали крестьянские бунты?
Думайте как хотите, но поверьте, Гумилев - просто дилетант, популяризатор науки. Это неплохо, но вот один нехороший момент - подобно алхимическому философскому камню в химии, его "пассионарность" подменяет серьезный анализ исторических процессов и не дает возможности как-то прогнозировать их.
Ладно, как-то натянули теорию на уже свершившиеся события. Но что будет завтра ?
Где ожидать появление этого философского камня?
Пожалуйста - вот вам движение BLM, достаточно ли пассионарны негры и пидоры, чтобы уничтожить Америку какая она есть?
Достаточно ли пассионарности муслимов, чтобы уничтожить старую Европу?
Наконец, что ждать от главного "пассионария" современности - Путина. Развяжет ли он Третью мировую?
Делайте прогнозы. А про крестьянские войны с вами скучно будет
https://topwar.ru/149310-jetnogenez-i-passionarnost.html
не переживайте, написана апологетом теории, но настолько старательным, что применил ее не только к истории, но даже к поэтам и писателям, выдергивая факты, цитаты и приводя смешные суждения..
Как говорится - "заставь дурака богу молиться - он и лоб расшибёт "
Почитайте
Уважаемый Ал мсм!
Вы находитесь на марксистском Форуме. Это не клуб по обсуждению статей третьих лиц. Здесь обмениваются сво-и-ми убеждениями. Это - во-первых.
Во-вторых, перед вами не просто статья о Гумилеве. А 12-й материал из серии “Ключ к историческому процессу”. Самоучителю по историческому материализму.
Вы задаете три вопроса, которые касаются BLM, мусульман и Путина.
Наша задача не в том, чтобы ответить на них. А в том, чтоб дать в руки каждого инструмент, чтобы он сумел сам правильно ответить на них. Самостоятельно.
Правильные решения можно найти лишь опираясь на законы исторического процесса. А они изложены в предыдущих разделах. Верное понимание приходит при параллельном применении диалектики.
Ну вот, для примера, давайте взглянем на проблему BLM.
С чего начинается истматовский подход?
С дорожной карты развития Соединенных Штатов.
На этой карте США находятся в начале 2-фазы капитализма. (Об этом - в последующих статьях). Следовательно, никаких серьезных потрясений, в виде днепровских порогов, им не грозит. И движение BLM не является историческим, способным в какой-то мере изменить ход дальнейшего ...
Вот только если "Вы находитесь на марксистском Форуме", то причем тут Гумилёв?
Раз уж так позиционируетесь, так соответствуйте.
Очень интересно вот это:
"США находятся в начале 2-фазы капитализма. (Об этом - в последующих статьях)"
Жду с нетерпением
Раз уж так позиционируетесь, так соответствуйте. =
Коротенько о разнице между идеализмом и материализмом.
Идеализм говорит, что всё совершаемое человеком сначала проходит через его голову.
Материализм - нет, не всё проходит через извилины. Тот же лунатизм. Те же роды.
Гумилев обнаружил еще один пример - пассионарии. Люди ведут себя, как будто в них вселился...
Стоп. Развилка. Далее Гумилев говорит - что-то из космоса. И в этот момент он - идеалист.
Материальный подход - в пассионарии просыпается социальный инстинкт, Продукт его собственной генетики.
= Очень интересно вот это:
"США находятся в начале 2-фазы капитализма. (Об этом - в последующих статьях)" =
Да, нам тоже было интересно узнать, что капитализм проходит через три фазы. И мы с удовольствием делимся этим с участниками Форума.
___
эка Вы поправили Маркса.
Что является причиной "мутации"? У Гумилева- некие волшебные лучи.
В марксизме - развитие общественных отношений, вызванное материальными условиями существования.
Это так, коротенько )))
Вы сначала мат часть изучите
И выключайте менторский тон.
Самое интересное то, что пассионарные взрывы были, только вызваны они абсолютно материальными причинами. Чаще всего изменениями климата. Классика жанра - монголы. Увеличение осадков в степи вызвало рост населения и поголовья лошадей, отсюда давление кочевников с востока на запад.
Или, скажем, Смута. Ряд неурожайных лет, следствие извержений вулканов, вызвало голод, бунты и ослабление государства.
Вот это марксизм.
Про США очень будет интересно.
Потому что в марксизме принято, что вторая стадия - империализм диагностируется в США как минимум с начала 20-го века.
К сожалению, далее процесс не поучил достаточного исследования в марксистском ключе, но с 60-х годов фаза явно изменилась на постиндустриальную (за название спорить не буду, тут возможны варианты)
А не надо, Ал, ломиться в открытую дверь. :-) Конечно, материальными, и никак иначе! Здесь дело в другом. Вы приводите примеры с монголами и неурожаями. У вас материальные причины находятся вовне.
Но ведь материальные причины могут быть и внутри человека и общества.
Почему, например, половое влечение начинается с определенного возраста? Изменение климата? Вулканы? :-)
А это природа через нашу генетику включает в определенное время инстинкт продолжения рода. Внутри нас. Но это - инстинкт индивидуальный. Пассионарность же - инстинкт социальный.
Истматовское определение 2-й фазы капитализма в любой стране несколько отличается от того, что вы упомянули. Постиндустриальное и т.п. Об этом мы расскажем буквально через пару статей.
А пока мы уходим с этой страницы. И свои комментарии вы можете ставить на следующей. Текущей.
До контакта!