Факты о разворовывании СССР. Диссидент Хрущёв. Деноминация, нефтевброс, цены.

На модерации Отложенный

Денежную реформу 1961 года часто пытаются представить обычной деноминацией наподобие той, что была проведена в 1998 году. На взгляд непосвященных всё выглядело предельно просто, старые сталинские «портянки» заменили на новые хрущевские «фантики», меньшие по размерам, но более дорогие по номиналу.

Находившиеся в обращении денежные знаки образца 1947 года были обменены без ограничений на деньги образца 1961 года по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры.

Делалось это якобы лишь «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».
Однако тогда, в шестьдесят первом, мало кто обратил внимание на одну странность:

если до реформы доллар стоил четыре рубля, а после её проведения курс был назначен не в 40, а в 90 копеек.
То же самое произошло и с золотым содержанием: вместо того, чтобы получить золотое содержание, равное 2,22168 грамма, рубль получил лишь 0,987412 грамма золота.

Таким образом, рубль был недооценен в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась.
Уменьшилась она не только по отношению к доллару, но и по отношению к другим свободно конвертируемым валютам.

В 1960 году, сдав стольник баксов, можно получить 400 рублей, а с 1 января 1961 – 90 рублей, то есть, 900 рублей старыми.


Таким образом, иностранцы, приезжающие в СССР, стали выглядеть тут богачами, а наши командировочные начали считать каждый цент.
Последствия этой реформы были губительными: импорт резко подорожал, и заграничные вещи, которыми советского покупателя и до этого не особо-то баловали, перешли в разряд предметов роскоши.

Но не только от этого пострадали советские граждане. Несмотря на все заверения партии и правительства, что происходит всего лишь обмен старых денег на новые, такой же, как в предыдущем году во Франции, когда де Голль ввел в обращение новые франки, частный рынок среагировал на эту реформу по-особому: если в в госторговле цены изменились ровно в десять раз, то на рынке они изменились в среднем лишь в 4,5 раза.

Рынок-то не обманешь.

Так, если в декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю, а на рынке от 75 копеек до 1 руб. 30 коп., то в январе, как и было предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм.
Однако картошка на рынке стоила уже 17 копеек.

Подобное происходило и с другими продуктами и, особенно, с мясом – впервые после Сталинских постоянных снижений цен, с 1950 года, при диссиде Хрущёве рыночные цены намного превысили магазинные.

Подробнее в видео

https://youtu.be/4U5GGB4tC48