Роман Трушечкин. Мир шагреневой кожи

Чемпионат мира по футболу 2018 года станет праздником только для тех городов, в которых уже и так немного устали от праздников.

Подменяющий премьера во главе Наблюдательного совета ЧМ-2018 Игорь Шувалов произнес, наконец, эти главные слова: "Бессмысленно обманывать и питать надежды большого количества людей". Это он говорил про города, в которых матчей мирового чемпионата не будет. А они надеялись.

Роман Трушечкин Роману Трушечкину посчастливилось участвовать в запуске двух медиа-проектов: футбольного канала "НТВ-Плюс" в 1997-м и "Газеты" в 2001-м. Его университетами, кроме Московского государственного, были годы работы в программе "Футбольный клуб", а также репортерские командировки в олимпийские Афины и Турин. Служит обозревателем в журнале PROспорт. Его голос порой звучит за кадром на канале "Россия-2", когда в кадр попадают футбольные матчи.

Нам нет равных в искусстве декорирования витрин. Когда необходимо было создать видимость существования единой России, мечтающей провести футбольный чемпионат, то тут и спик фром май харт, и маэстро Гергиев, и влюбленная в мяч Исинбаева. Но вот отплясали, расцеловались в передней, выпроводили гостей с праздника нашей распахнутой души. И остались мы, местные. Все свои. Не нужно притворяться счастливыми, не нужно улыбаться друг другу притворными улыбками.

Из первого списка городов, в которых пройдут матчи, сразу как-то выпал Подольск. Это при том, что выбор будет делать ФИФА из предложенных нами вариантов, и до формирования окончательного списка еще почти два года. Теперь вице-премьер Шувалов говорит об еще трех проблемных регионах, представители которых, впрочем, приводят убедительные контраргументы.

Подольск как-то сразу выпал из списка городов, в которых пройдут матчи ЧМ-2018. Только макет стадиона напоминает теперь о грандиозных плана Источник (c) РИА Новости/Заявочный комитет "Россия - 2018"

Итак: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Краснодар, Калининград, Нижний Новгород, Ярославль, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Екатеринбург и Саранск. 13 городов и как минимум три лишних. Какие?

Первые четыре города – стопроцентные кандидаты. Уже известно, что в обеих столицах (на строящихся стадионах "Зенита", "Динамо", "Спартака" и в Лужниках), а также Казани и Сочи (на новых стадионах, возводимых к Универсиаде-2013 и Олимпиаде-2014 соответственно) в 2017 году пройдет Кубок Конфедераций, который всегда становится генеральной репетицией перед мировыми чемпионатами. Краснодар, видимо, тоже не отцепляется как центр благодатного и спортивно-олимпийского края. Калининграду матчи чемпионата мира-2018 обещал премьер-министр. В Нижний пустили "Сапсаны". Ростов-на-Дону – столица ЮФО, где бодро проектируется новый 42-тысячный стадион.

Тревожно за Ярославль: там недавно рисовали какие-то обидные карикатуры на медведей. Ничего не слышно в последнее время о большом футболе Волгограда. Самаре недавно пригрозил лишением статуса города-кандидата министр Мутко. А про Екатеринбург и Саранск уже без обиняков говорилось, что они выпадают из списка. Причина – в неэффективности вложений в футбольную инфраструктуру в этих городах.

Кроме того, вице-премьер Шувалов не забыл и про "инфраструктуру городов в целом, которая должна быть приведена в соответствие с самыми современными требованиями. Это сложная работа. И обременительная".

13 российских городов - претендентов на проведение матчей ЧМ-2018

Источник (c) РИА Новости/Сергей Никонец

Грустно! О том, что чемпионат мира вообще – сложная и обременительная работа, мы знали ведь заранее. Но в том-то и дело, что брались за нее, кажется, не только для того, чтобы 32 футбольные команды в течение месяца играли в мяч на нашей территории. Я думал – это наш новый шанс именно что "привести в соответствие с современными требованиями" дороги, гостиницы, базы для профессионального и любительского спорта в разных удаленных от центра городах. А теперь вся эта карта родины сама собой скатывается в трубочку.

Мы, выражаясь спортивной терминологией, решили сыграть "вторым номером". Вместо того чтобы идти вглубь страны под футбольным знаменем, вместо нового цивилизационного похода во внутреннюю империю мы ищем возможность одолеть чемпионат мира малой кровью, проскочить его с наименьшими усилиями. И самое обидное: регионы мечтают провести у себя матчи чемпионата! В этом, конечно, есть доля коррупционных желаний местных бюрократических элит, но в этом есть и немой сигнал центру: мы отстаем, нам нужно развиваться, мы тоже хотим жить по-человечески!

Нам не хватает масштаба. Мы замахнулись на кусок, который, как выяснилось, не можем ни разжевать, ни проглотить. И теперь вместо того, чтобы накормить многих, мы собираем к столу самых "прожорливых", чтобы освоить эту гигантскую пайку. Нам категорически не хватает масштаба. Чемпионат мира уже катится скучной колеей, и все слишком понятно: тут у нас "Лужники", где уже на всякий случай сковырнули слишком самостоятельного и лужковского гендиректора Алешина; тут в Сочи построим стадион к Олимпиаде, и шашлычок под коньячок вкусно очень.

Кстати, Шувалов говорит про три проблемных региона, а я бы готовился к тому, что проблемы возникнут у четырех. Потому что вот буквально на майские праздники будет сдан новый стадион в Грозном, и из Чечни уже звучали реплики на тему "нас еще будут упрашивать провести матчи у себя". Вот увидите: обязательно будут попытки подвинуть или ростовчан, или нижегородцев, а то и краснодарцев.

Шувалов предупредил о возможных проблемах три региона. Но их может оказаться четыр Источник ИТАР-ТАСС

Нам до боли не хватает масштаба. Мы уже проворонили исторический шанс предложить миру революционную концепцию чемпионата мира: в восточной части России, вообще без Москвы и Петербурга. С Иркутском и Омском, с Братском, Хабаровском и Владивостоком. На огромной земле, где крошечным смотрится население, вдвое уступающее по численности московскому. На земле, которой точно нужны рабочие руки, километры дорог, приток жизни вообще. Но, справедливости ради, такого масштаба нет и у мировых футбольных властей: под такую концепцию чемпионат мира нам бы и не дали.