Иисус в Коране: как представлена центральная личность христианства у мусульман

На модерации Отложенный

В Коране упоминается не только пророк Мохаммед, но и его предшественники – иудейские пророки и сам Иисус. Последний упоминается даже чаще, чем Мохаммед, и представляется, как человек волевой, решительный и мудрый. В Коране он представлен, как Иса ибн Марьям.

Для начала следует отметить, что в Коране иудеи и христиане считаются единоверцами, о чём говорится в сурах: «И пусть тебя, Не озадачивают те, Кто разделяет свою веру и делится на секты. Их дело — в веденье Аллаха, и Он потом им возвестит Все зло того, что делали они» (6:159).

Всего в Коране Иисус упоминается 25 раз. История его жизни несколько отличается от новозаветной Библии.

 

Изображение Исы и Марьям на персидской миниатюре

 

Изображение Исы и Марьям на персидской миниатюре

В Библии Иисус – сын божий, в Коране же он – его пророк, основывающий новую веру на основе заветов пророка Мусы (Моисея). (19:30) «Он сказал: «Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком». Задачей его было – донесение слова божьего в народ. В Библии же ему ставилось миссией – спасение всего человечества.

Следует также отметить, что в Коране прописано, что все законы – временны. Пришествие Исы и основание Нового Завета отменило старые законы – ветхозаветные.

Упоминается также и Евангелие (Инджил). Но если в Библии книга была написана апостолами Иисуса, в Коране говорится о том, что священное писание было даровано пророку с небес самим Аллахом.

В целом, история Иисуса в Коране и Библии похожа: он обладал даром исцеления, мог воскрешать мёртвых, вдыхать жизнь в глиняных птиц, обнаруживать сокрытое. Иисус также неразрывно связан с Мохаммедом, поскольку, согласно преданиям Корана, предсказал его появление:

И (упомяни о том) как сказал (пророк) Ииса, сын Марьям: «О потомки Исраила [Йакуба]! Поистине, я – посланник Аллаха (направленный) к вам, подтверждающий истинность того, что (ниспослано) до меня из Торы, и благовествующий о посланнике, который придёт после меня, имя которому (будет) Ахмад [Ииса возвещает радостную весть о приходе пророка Мухаммада]». Когда же пришёл он [пророк Мухаммад] с ясными знамениями, сказали они: «Это [то, с чем ты пришёл] – явное колдовство!»(61:6)

До его пришествия учение Исы должно было оставаться единственно верным.

 

Иса и его апостолы. Персидская миниатюра

 

Иса и его апостолы. Персидская миниатюра

Казнь, воскрешение и вознесение

Если в Библии говорится о том, что Иисус был схвачен и распят, то в Коране Иса избежал пленения и казни. В сурах говорится, что вместо пророка Исы был распят другой человек, которого приняли за Ису. Коран отрицает смерть Иисуса, и говорит, что враги «не убили его и не распяли, но это только представилось им»(4:157)

 

 

В трудах арабского историка и толкователя Корана XIV века, Аллах дал личину Исы одному из его юных сподвижников:

«В тот момент Иса был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: „Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?“ Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши, не отзывался. Тогда Иса сказал: „Ты будешь им!“. И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие, и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознёсся на небеса, как сказал об этом Всевышний: „О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…“. Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его, надели ему на голову венок из колючек и распяли»[1]

[1] (Аль Имран: 55).

Историком XIII века Ибн аль-Асиром также говорится, что привёл солдат к дому Исы Иуда, но Аллах в наказание придал облик Исы самому предателю, и смерть на кресте явилась расплатой за его подлость.[1]

В Библии вознесение Иисуса на небеса произошло через сорок дней после его воскрешения и явления ученикам. В Коране же Иисус был вознесён на небеса самим Аллахом:

[1] Watt 1991, p. 49

"О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могуществен и Мудр"(4:58)

Стоит отметить, что в исламе Иисус также неразрывно связан со Вторым Пришествием и судным днём. В Коране же он упоминается чаще других пророков – 25 раз. Для сравнения: Мохаммед упоминается лишь 13.