Марксизм в России. Ленин ч.1

Незачем писать о том, что всем известно.

В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924) принадлежит к леворадикальному крылу марксизма. О его сложной родословной хорошо известно. К России его отношение радикально: «Тот не социалист, кто не хочет принести в жертву свое отечество ради торжества социальной революции». Много лет Ленин жил за границей,  последние 10 лет перед революцией он в России не появлялся ни разу до самого своего приезда с товарищами в «пломбированном» вагоне из Женевы в Петроград в апреле 1917.

Ленин не считал себя философом. Философией он занимался тогда, когда к этому вынуждали политические задачи. Над своей основной философской книгой «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин работал в Лондоне в читальном зале библиотеки Британского музея в мае 2008 года, вернувшись в Женеву он дорабатывал текст. Ему нужно было утвердиться в качестве идеологического лидера партии. Он критиковал своих однопартийцев  Базарова, Богданова, Луначарского, Суворова и др. как ревизионистов, которые не согласовав с ним издали сборник «Очерки по философии марксизма».  К тому же как говорят историки (Д. Николаевский, Ю.Фельштинский) в те годы шла борьба  за контроль над финансами большевистского центра (в частности за 280 000 золотых рублей по завещанию Шмита)

Тем не менее достижения естествознания и социальные проблемы действительно требовали осмысления. Делимость атома и соотносительность массы и энергии вызывали представление о том, что материя исчезла. Ленин же утверждал, что исчезла не материя, а тот предел, до которого мы её знали, что материя – это не вещество, обладающее конкретными физическими свойствами, например, массой, а «философская категория, служащая для обозначения объективной реальности». Он критиковал однопартийцев  за их отношение к философии Юма, Канта, Маха,  адресовал им свою иронию.  В его книге имеются ошибки о которых ему прямо говорили. Так,  Богданов находил у Ленина противоречия, обличал его в религиозном отношении к Марксу, в культе «абсолютного» и т.д. /  См.«Вопросы философии», 1991, № 12., С.27-91/.

Многие из своих ошибок Ленин сам позже признал. Так,  в конспектах 1914—1916 годов  он  пишет, что нельзя отбрасывать кантианцев и юмистов с порога как Фейербах Гегеля, что «умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм». /Ленин В.И. ПСС, Т. 29. С. 161, 248, 322/. В наброске «К вопросу о диалектике» он призывает рассматривать все события в развитии, в связях, противоречиях, всесторонне.  Он обильно цитирует Гегеля и  заметно политизирует  философию,  делая акцент на борьбе.  Ленин не предназначал для  печати эти конспекты, эти десять тетрадей с выписками из разных авторов. Но  они были подготовлены к печати и изданы в СССР  в 1933 году в качестве  книги под названием  «Философские тетради».

Работа «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» была написана в августе-сентябре 1917 года, частично в Разливе, где Ленин скрывался от Временного правительства вместе с Зиновьевым-Апфельбаумом. Книга была напечатана сразу же, деньгами большевиков снабжали из-за границы.

Уместно заметить, что Ленин не знал о существовании ряда произведений Маркса и Энгельса, некоторые из которых были опубликованы только после его смерти. Среди них «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Немецкая идеология», русский «Альянс» и работа раннего Маркса «К критике гегелевской философии права», в которой рассматривалось отношение гражданского общества и государства.  Маркс, видя перемены в социальных и классовых отношениях в странах Европы, отказался от идеи государства как «машины подавления» и от идеи «перманентной» (непрерывной) революции, несовместимой с эволюционным вызреванием общества. Он говорил о буржуазных свободах, дальнейшим развитием которых станут коммунистические свободы. Ленин же, ссылаясь на исторические условия XX века, разрабатывал теорию государства как аппарата насилия, используемого для осуществления социалистических преобразований и «диалектически» отбрасывает мысль о «буржуазных свободах» слова, печати, места проживания, рода занятий и т.п.

Так что вряд ли бы что изменилось, если бы Ленин знал о работах Маркса. Ведь речь шла о захвате власти в России в целях разжигания мировой революции в условиях мировой войны. Вирус революции витал и в Европе. Поэтому Ленин опирался на учение Маркса о государстве как «машине подавления» и всякое иное понимание считал оппортунизмом и извращением марксизма. Ленин довёл учение о классовой борьбе не только до идеи «диктатуры пролетариата», но и до идеи полного уничтожения буржуазии как эксплуататорского класса. Причем к пролетариату он причислял всех люмпенов и деклассированную городскую чернь, а кадровые квалифицированные рабочие попадали в разряд «обывателей». К эксплуататорам относил не только капиталистов и помещиков, владельцев «заводов, газет, пароходов», но и многие другие сословия. Интеллигенцию, служащих, кустарей-предпринимателей, дворянство (а все офицеры были дворянами), священнослужителей…

Ленин исходит из того, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий», он выступает против основ правового государства, против разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Он рекомендует полностью разрушить старое государство и предусматривает строительство нового государства-машины: «Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного государственного «синдиката». Всякое непослушание сурово наказывается. Руководит всем партия с помощью государственных рычагов, остальные работают там, где укажут. При этом Ленин обещает учить сознательных рабочих и крестьян, (помните про «каждую кухарку»?) управлять государством, обещает выборность и постоянную сменяемость чиновников и жалованье для них «не выше среднего заработка высококвалифицированного рабочего», он обещает контроль рабочих за госаппаратом, отмену армии, полиции и т.п. Ленин уверен, что бюрократизм такому «минимизированному» государству не грозит. В иллюзорности таких мечтаний Ленину самому пришлось скоро убедиться и безуспешно воевать с вылезающим изо всех щелей бюрократизмом.

В 4-й главе книги Ленин говорит о двух фазах коммунизма. Первая фаза – социализм, в которой упорной работой диктатура пролетариата преодолевает пережитки капитализма и в которой господствует принцип «кто не работает – тот не ест», что постепенно должно привести ко второй фазе – коммунизму. Тогда господствовать будет принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям», а государство и демократия отомрут за ненадобностью, ибо «люди привыкнут к соблюдению элементарных условий жизни в обществе без насилий и без подчинения». Хмм… А если кто-то не захочет проявлять способности а захочет побольше удовлетворять потребности? (Этот лозунг впервые использовали во Франции в 1851 году, он был популяризирован Марксом в «Критике Готской программы» - как идеал при очень высокой производительности труда в развитом коммунистическом обществе в котором  труд на благо станет жизненной необходимостью, лёгким, интересным и приятным.  В СССР подошли к вопросу более прозаично –  От каждого по способности и  каждому по труду. То есть по трудовому вкладу.    

 На темы этики Ленин высказывается кратко: «Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата. …нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества», что «служит делу пролетариата» (ПСС., Т. 41. С. 309). А решать, что этому «служит» должна его «партия нового типа», «тончайший слой профессиональных революционеров», способных понять интересы пролетариата. Так обосновывалась непогрешимость партии и фактически готовилась теоретическая база партийной диктатуры, «диктатуры над пролетариатом».