Стэнли Фишер вошел в состав совета директоров банка "Апоалим"

Стэнли Фишер

Бывший председатель Банка Израиля и бывший заместитель председателя Федеральной резервной системы США Стэнли Фишер заявил, что намерен вернуться на постоянное место жительство в Израиль в связи с назначением на пост члена совета директоров банка "Апоалим".


Собрание акционеров банка "Апоалим", как и ожидалось, утвердило вхождение бывшего председателя Банка Израиля и бывшего вице-председателя Федеральной резервной системы США Стэнли Фишера в состав совета директоров банка.

Еще одним новым членом совета директоров стал бывший генеральный директор банка "Игуд" Исраэль Трау. Также была продлена каденция внешних членов совета директоров Далии Лев и Ронит Абрамзон. Кандидатура претендовавшего на этот пост бывшего депутата Кнессета Исауи Фриджа была отклонена.

 

В школьные годы Стэнли увлекался математикой и физикой, а также ... экономикой.

С 13 лет он участвовал в деятельности еврейской молодежной организации HABONIM, а в 1960 году впервые посетил Израиль по программе для молодых лидеров диаспоры. Несколько месяцев молодой человек работал в качестве волонтера в кибуце Мааган-Михаэль, где одновременно учил иврит.

 

Естественно, после того как Стэнли Фишер попал в Израиль, он планировал остаться в этой стране и изучать экономику в Еврейском университете в Иерусалиме.

Но случилось так, что в это же время ему выделили стипендию на обучение в знаменитой Лондонской школе экономики. Об учебе в таком престижном учебном заведении можно было только мечтать, и Стэнли отправился в Англию.

 

Стэнли Фишер имеет богатый опыт работы в крупных финансово-кредитных учреждениях разных стран. 

В 1988–1990 годах он – вице-президент, главный экономист Всемирного банка, с 1994 по 2001 годы – первый заместитель управляющего директора Международного валютного фонда (МВФ), а с 2002 по 2005 годы – вице-президент совета директоров Citigroup, крупнейшей в мире американской финансовой корпорации.

Его несколько раз приглашали ведущим консультантом в национальные банки, попавшие в сложное финансовое положение.

Советы Фишера оказывались чрезвычайно эффективными и приводили к улучшению показателей работы банка.

 

В конце 2004 года в США проходила конференция, посвященная трудностям в экономике Израиля, на которой присутствовал и Стэнли Фишер, занимавший в то время пост вице-президента Citigroup..

В перерыве заседания к нему подошел посол Израиля в США Дан Гилерман и полушутя, полусерьезно спросил: «Могли бы вы, г-н Фишер, помочь нашей стране в подъеме ее экономики и возглавить Банк Израиля?» Фишер, словно был готов к этому вопросу, немедля ответил: «Предварительно я должен посоветоваться с женой».

Через полтора часа Фишер сообщил послу: «Я согласен работать в Израильском банке».


Фишер на посту вице-президента Citigroup получал зарплату 10 млн долларов в год, а зарплаты руководителей Израиля и близко не приближались к названной сумме.

Более того, персональный шофер вице-президента Citigroup имел зарплату выше управляющего Израильским Банком. Тем не менее, Фишер без колебаний согласился с той зарплатой, которую в Израиле обычно платили управляющему Банком.


он упрочил независимость банка, инициировав принятие Закона о Банке Израиля, который определял его самостоятельность и независимость перед другими государственными структурами в деле проведения экономической политики. Согласно этому закону, Банк Израиля:

 

- отвечает за стабильность цен на внутреннем рынке;

- руководствуется задачами ускорения экономического роста;

- обеспечивает сокращение безработицы и социального неравенства.

 

Не опасаясь ограничения своих полномочий, Фишер обезопасил банк и страну от принятия неверных решений, настояв на создании специальной комиссии по монетарным вопросам, членами которой стали самые известные ученые-финансисты.

Теперь даже сам управляющий банком не мог единолично решать принципиальные вопросы банковской сферы без согласования с членами этой комиссии.

 

Стэнли Фишер сразу же взял курс на максимальное снижение процентных ставок.

Основным оружием Израильского Банка в борьбе с рецессией стала агрессивная кредитно-денежная политика.

Израильский Банк стал одним из первых центральных банков в мире, снизившим ставки с началом кризиса и начавшим повышать их по мере его преодоления.

В результате страна сохранила устойчивые темпы роста ВВП и стала одной из немногих западных стран, завершивших 2009 год с позитивными показателями роста. Долговой кризис, проявившийся в ряде стран Европы, никак не коснулся Израиля.

 

К 2008 году Израиль пришел с более чем пятипроцентным экономическим ростом, накопив значительные ресурсы для противостояния последствиям рецессии.

В 2007 году дефицит бюджета снизился почти до нуля. Таким образом правительство страны получило дополнительные средства для проведения антикризисных мер во время спада производства, а инфляция была взята под контроль.

Кстати, когда Фишер возглавил Банк, уровень инфляции в стране cоставлял 450%, а к моменту его отставки – 20%.

 

Приступая к обязанностям управляющего Израильским Банком, С.Фишер сформулировал задачи, которые он ставит перед собой:

-«Все говорят о среднем классе. Это для нас очень важно. Но не менее важно позаботиться о беднейших слоях общества и помочь им воспользоваться плодами ожидаемого экономического роста. Нужно позаботиться и о здравоохранении, уделить особое внимание просвещению. Нужно позаботиться также о решении сложных задач в сфере безопасности и международных отношений»...