"Ребята из разведки приносят еще фамилии". Как Европа составляет санкционные списки

Евросоюз в очередной раз ввел санкции против России, на этот раз - из-за отравления Алексея Навального. Различные российские чиновники и бизнесмены находятся под санкциями уже шесть лет, но политика Москвы с тех пор кардинально не изменилась. В чем тогда смысл ограничительных мер и как устроен санкционный механизм ЕС?

Сейчас Евросоюз участвует в более чем 40 режимах ограничительных мер, причем некоторые из этих мер введены в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.

Санкции в отношении России расширяются с 2014 года и в основном связаны с аннексией Крыма и поддержкой Москвой самопровозглашенных республик Донбасса. Еще несколько человек были внесены в список после отравления в Солсбери бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.

Российские власти традиционно скептически относятся к введению ограничительных мер, публично заявляя, что санкции не работают.

"Суть санкций ЕС не в том, чтобы подорвать экономику некой страны или нанести ей существенный урон, - говорит Би-би-си действующий чиновник Евросоюза. - Суть в том, чтобы донести политическое послание, месседж, и четко обозначить, что именно нас не устраивает в поведении страны, в отношении которой вводятся ограничения".

О том, как пополняются санкционные списки, корреспонденты Би-би-си поговорили с тремя действующими чиновниками ЕС и одним бывшим европейским дипломатом. Все они говорили на условиях анонимности, поскольку не уполномочены давать комментарии прессе.

Все собеседники Би-би-си подчеркивали, что санкции никогда не направлены на обычных граждан, их цель - изменить поведение руководства той или иной страны. Именно поэтому вводимые ограничения стараются делать как можно более прицельными.