Журналиста из Украины не пустили в Москву на могилы чернобыльских ликвидаторов
Украинского журналиста Николая Хриенко не пустили в Россию делать материал о траурном мероприятии на Митинском кладбище, где похоронены ликвидаторы чернобыльской аварии. Журналист полагает, что его подозревают в противоправных действиях во время прежних командировок, но подчеркивает, что не нарушал законы РФ, а его публикации не носили политического характера. Коллеги Хриенко возмущены и ждут от российской стороны извинений. МИД Украины вручил ноту посольству РФ в Киеве.
Украинского журналиста Николая Хриенко не пустили в Россию, когда он ехал в Москву, чтобы сделать для киевской газеты "День" материал о траурном митинге на чернобыльском мемориале Митинского кладбища, где похоронены 27 ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
Файлы с невъездными
Николай Хриенко в среду, 27 апреля, рассказал GZT .RU, что в воскресенье ехал поездом Киев-Москва. В 22.00 (мск) на российской станции Суземка был таможенный досмотр, затем в вагон зашли три пограничника, которые проверяли у пассажиров паспорта и правильность заполнения миграционных карт. Один из сотрудников сверил паспорт Хриенко с миграционной картой, а потом заглянул в некую "книгу" с файлами, "толщиной три пальца", и сказал журналисту, что он внесен в список лиц, которым запрещен въезд на территорию России. Пограничник спросил, когда Хриенко последний раз был в РФ и были ли у него проблемы с милицией и органами власти. Журналист ответил, что в последний раз уехал из России в июне 2010 года, когда закончил проект "Украинцы за Уралом", и на поезде Москва-Киев нормально прошел таможенный и пограничный досмотр. Тогда пограничник позвонил куда-то по рации, назвал две цифры, "примерно 7–8", на другом конце женщина тоже какую-то цифру. "Наверное, ему подтвердили, что мне запрещен въезд или сказали по какой причине",— предполагает Хриенко.
Николай Хриенко должен был посетить траурные мероприятия на Митинском кладбище Источник Объединенная редакция МВД России
Сотрудник погранслужбы сообщил журналисту, что есть подтверждение того, что въезд запрещен, сказал ему взять вещи и сойти с поезда. У поезда к ним подошел старший лейтенант. "Он был в форме пограничника, но по вопросам, которые он задавал, это, видимо, был работник ФСБ",— говорит украинец. Журналиста отвели в кабинет на вокзале. Первый пограничник начал составлять протокол с его паспортом, а старший лейтенант сидел за столом и задавал вопросы. "Но протоколы мне не предлагали подписывать, и я их не читал",— говорит Хриенко. Журналиста спрашивали, по какой причине ему могли запретить въезд, были ли у него инциденты с милицией, ФСБ, органами власти, выносил ли суд ранее решение о выдворении. Хриенко ответил, что у него не было никаких инцидентов, ни одного письменного или устного предупреждения, путешествуя по России, он нормально проходил все погранзоны. Журналиста спросили, что у него в сумке, но доставать содержимое не потребовали, досмотра и обыска не было. Николай говорит, что по своей инициативе открыл сумку и достал одну из книгу, в которой были его фотоснимки русских и украинских ликвидаторов чернобыльской аварии под флагами двух стран.
Журналиста также спросили, с какой целью он едет в Москву. Он ответил, что будет собирать материал для украинской газеты о мероприятии на Митинском кладбище, показал удостоверение украинского союза журналистов и удостоверение ликвидатора аварии на ЧАЭС.
Далее пограничники посадили Хриенко на поезд "Москва— Жмеринка" и сказали, что его паспорт и миграционные карты у бригадира состава. В Конотопе во время досмотра украинские пограничники отдали журналисту документы. "Пограничник сказал: „Извините, мы еще проверим ваши вещи на наркотики". Я ответил: „У меня есть наркотики, но только сало и горилка". Он улыбнулся, собака-овчарка обнюхала сумку и, естественно, ничего не нашла. Возможно, они думали, что меня вернули назад по подозрению в провозе наркотиков",— говорит Хриенко. В 01.20 понедельника, 25 апреля, журналист приехал в Киев. Он подчеркивает, что и российские, и украинские пограничники вели себя доброжелательно, корректно, "никаких эксцессов не было".
На чернобыльском мемориале под Москвой собираются много лет ликвидаторы и их родственники Источник Объединенная редакция МВД России
"Доброжелательные публикации"
На вопрос о том, почему его могли внести в список невъездных, собеседник GZT .RU ответил, что, возможно, российские органы подозревают его в каких-то противоправных действиях, совершенных во время проекта "Украинцы за Уралом". Однако он всегда соблюдал законы РФ.
"Если бы что-то было, меня бы не выпустили из Москвы в прошлом году. Если бы о каких-то нарушениях выяснилось позже, то меня бы задержали в Суземке. Кроме того, милиция бы составила протоколы и передала украинской стороне, но, судя по реакции МИД, у них тоже ничего не было",— говорит Хриенко.
Журналист отметил, что его публикации и в украинской, и в российской прессе всегда были доброжелательны и не касались политики. "Я не давал оценок ни политической обстановке, ни деятельности президента России и других органов",— добавил он.
На Украине заложили памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС Источник ИТАР-ТАСС
"Грубо и нецивилизованно"
Главный редактор газеты "День" Лариса Ившина сообщила GZT .RU, что издание обратилось в МИД Украины, который "запросил Москву", чтобы выяснить официальные причины, по которым Хриенко мог быть не допущен на российскую территорию. "Я не могу представить, какую причину могут изобрести, чтобы вся эта история выглядела хотя бы как-нибудь цивилизованно",— говорит Ившина. По ее словам, Николай всегда работал добросовестно, качественно и "не занимался ничем, что могло бы омрачить его журналистскую биографию".
Главред полагает, что с Хриенко поступили "грубо" и "отвратительно". "Накануне министр иностранных дел Украины Константин Грищенко говорил, что „эпоха „черных списков" в российско-украинских отношениях ушла далеко в прошлое, у нас наступило безмятежное будущее в духе харьковских соглашений. В Украину приехал российский президент, патриарх Кирилл выступал перед украинской аудиторией, а скромного журналиста-исследователя не пустили на украинские могилы ликвидаторов",— говорит Ившина.
"Мы хотели бы получить официальные объяснения и услышать извинения перед Николаем, нашей газетой, украинскими читателями и родителями ликвидаторов, которые ждали его там на кладбище",— заключила собеседница GZT .RU.
Коллеги Хриенко возмущены, что в те дни, когда российский президент и патриарх были в Киеве, "скромного журналиста" не пустили на могилы украинцев Источник ИТАР-ТАСС
Посольству вручили ноту
Директор департамента информационной политики украинского МИД Олег Волошин 26 апреля сообщил, что "высокопоставленному представителю" российского посольства была вручена нота с просьбой "представить разъяснение инцидента с заслуженным журналистом Украины". "Свобода передвижения граждан Украины и России через украинско-российский границу, в том числе— журналистов, является неотъемлемой и важной составляющей украинско-российских партнерских отношений",— отметил Волошин.
Российская сторона пока никак не прояснила ситуацию с Николаем Хриенко. На момент публикации GZT .RU не удалось получить комментарий управления Пограничной службы ФСБ РФ по Брянской области.
Смотрите также Николай Хриенко— заслуженный журналист Украины, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, автор масштабного проекта "Украинцы за Уралом". С 2004 по 2010 год Хриенко проехал 118 тыс. км, стремясь воссоздать историю переселения украинцев на азиатскую территорию России. Журналист побывал в Алтае, Хакасии, Якутии, Колыме, Чукотке, на Камчатке, Сахалине, Командорских и Курильских островах.
В ходе траурной церемонии на Украине Дмитрий Медведев и Виктор Янукович возложили цветы к монументу ликвидаторам Чернобыля Источник ИТАР-ТАСС
Высылка британца
Случай с Хриенко стал второй в этом году громкой историей в высылкой иностранного журналиста из России. В начале февраля в Москву не пустили корреспондента английской газеты The Guardian Люка Хардинга. Приехав в российскую столицу после двухмесячного отсутствия, он не прошел паспортный контроль в аэропорту. Журналиста выслали в Британию первым рейсом и аннулировали его визу. По словам Хардинга, сотрудник службы безопасности сказал ему: "Для вас Россия закрыта". Guardian писала, что высылка Хардинга может быть связана с его публикациями на основе материалов Wikileaks, в которых говорилось, что Владимир Путин мог знать о готовящемся убийстве Александра Литвиненко.
Сам журналист утверждал, что инцидент с ним свидетельствует о недовольстве российских властей тем, что пишут о них западные корреспонденты. Российская сторона позже заявила, что корреспондент нарушил правила аккредитации для иностранных журналистов, и позже выдала ему новую визу взамен аннулированной. Однако Хардинг решил все равно уехать из России, поскольку визу ему выдали не на год, а лишь до конца мая.
Комментарии