Как уроженец Подолья Союз русских евреев в Германии возглавил
 |
|
На берлинской улице, 1920-е. Фото: germany1900.tumblr.com
|
Родившийся в местечке Черный Остров Яков Львович Тейтель был единственным евреем в Российской империи, имевшим чин действительного статского советника. Он также считается одним из двух некрещеных евреев во всей огромной судейской системе России.
Во время гражданской войны Яков Львович оказался в Киеве, где возглавил юридический отдел Комиссии по изучению еврейских погромов в Украине. Впрочем, ненадолго, поскольку вскоре эмигрировал в Берлин, где 4 мая 1920 был зарегистрирован Союз русских евреев в Германии.
Уставом учреждалась касса взаимопомощи для нуждающихся, на получение средств из которой члены Союза, однако, права не имели. Союз изначально задумывался как благотворительная организация — так 500 беженцев из Российской империи спасли 5000 соплеменников.
Учредители понимали, что их сила — в консолидации по защите своих прав. Число еврейских беженцев, прибывших из России в Германию в начале 1920-х, по разным оценкам, составляло от 100 до 300 тыс. человек, в самом Берлине проживало минимум 30 тысяч иммигрантов-евреев. «…Какое единственное в своем роде явление нынешняя эмиграция! — писал в октябре 1921 г. Алексей Гольденвейзер. — Вся интеллигенция, вся наука, все искусство трансплантированы на Запад». И горько резюмировал: «Нет сомнения в том, что они не привьются здесь. Тяжелое, трудное положение — и унизительное, пассивно-страдательное».
Германская общественность и политики были не в восторге от нашествия как русских, так и еврейских беженцев: размах банкетов пугал их не меньше, чем угроза пролетарской революции или появление бородатых хасидов в их старомодных сюртуках. Немцы опасались дестабилизации экономики, немецкие евреи — нового антисемитизма в связи с «русской волной».
 |
 |
| Яков Тейтель в 1935 году. Фото: Земельный архив Берлина |
|
Союз русских евреев в первый год своего существования был одной из множества подобных организаций. Но как из статусного прошлого создать будущее, да еще в условиях безденежья? И тут русским евреям повезло. В апреле 1921 года в Берлин из Киева прибывает Яков Львович Тейтель. Он известен в Европе, его энергия фонтанирует, его уважают белые и красные; столичные и местечковые понимают его идиш, думая, что это немецкий. 71-летний Тейтель бросается на помощь Союзу, используя все возможные средства. Не кто иной, как Павел Милюков именовал его «рыцарем ордена русской интеллигенции», а Симон Дубнов — «экзилархом русской колонии Берлина». Тейтель дружен с Паулем Натаном и Джеймсом Симоном — лидерами Союза помощи немецких евреев — крупнейшей организации германского еврейства; он близок «Бней-Брит» в Берлине, благодаря чему Союз успешно решает сотни важных вопросов. Его средства идут на помощь мигрантам на вокзалах и общежитие на Визельштрассе в Берлине, где беженцы получают улучшенное питание. По просьбе Тейтеля еврейские врачи бесплатно лечат его подопечных, а дети беженцев вместе с детьми немецких евреев отправляются на северное взморье. Клуб при Союзе русских евреев становится настоящим интеллектуальным оазисом: здесь выступают ведущие философы, писатели, устраиваются детские праздники, семейные вечера и танцы.
 |
 |
| Юлий Айхенвальд |
Раввин Шломо Аронсон |
За библиотеку Союза отвечает известный литературовед Юлий Айхенвальд: 1600 книг присылают издатели Германии.
Киевский раввин Шломо Аронсон (будущий главный раввин Тель-Авива) проводит шабат, что приносит Союзу новые пожертвования. Детские праздники собирают ребятишек со всего Берлина и учат делу добра: дети жертвуют подарки для бедных. И, конечно, если русские евреи танцуют, то до утра — на балах в знаменитом берлинском отеле «Адлон», где собираются филантропы.
Гиперинфлянция 1923 года положила конец светской жизни русско-еврейского Берлина. Союз завален прошениями нуждающихся. Годы экономического кризиса совпали для многих беженцев еще и с крушением надежд на возврат на родину. И тогда Союз русских евреев в Германии берет курс на профессиональную интеграцию: кооперация с Союзом помощи немецких евреев позволяет создать свою биржу труда и фонд малого предпринимательства. Активистки Союза посещали семьи на дому, собирали взносы, раздавали вещи бедствующим, были организованы курсы вязания и шитья, а потом и швейное ателье. Члены Союза учатся на курсах стенографии, машинописи, бухгалтерии, иврита и английского, гимнастики, массажа и косметологии, черчения, электро- и радиотехники.
 |
| Яков Тейтель (крайний справа) с ученицами курсов кройки и шитья |
Но никакая филантропия не могла спасти растущее число бедствующих мигрантов. В 1926 году Тейтель объезжает крупные еврейские общины Германии, создавая комитеты помощи из немецких и русских евреев в Гамбурге, Мюнхене, Дюссельдорфе, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне. В 1929-м создается Имперский комитет помощи русско-еврейским беженцам, который возглавил сионист Альфред Клее. Раввин Лео Бек призвал все общины Германии оказать помощь собратьям из России.
В 1935 году деятельность Союза русских евреев в Германии запретило гестапо. В том же году в Париже был зарегистрирован Комитет помощи евреям из Германии. В период нацистской оккупации русские евреи во Франции стали участниками Сопротивления, спасая еврейских детей, раздавая помощь нуждающимся. Этого, впрочем, скончавшийся в 1939-м в Ницце Тейтель, уже не увидел. Солидарные действия членов Союза позволил большинству русских евреев Берлина эмигрировать в США, Францию и Палестину. Вплоть до первых депортаций евреев из Берлина действовала кухня-столовая для бедных, носившая имя Тейтеля. В 1941-м в Нью-Йорке русские евреи — беженцы из Берлина — создали Союз русских евреев в США и Тейтелевский комитет помощи, в годы войны собиравший деньги для помощи Красной армии, а позже поддерживавший беженцев в лагерях для перемещенных лиц.
В 1929 году еврейский историк Макс Соловейчик отмечал: «В жизни еврейского народа периодически наступали моменты, когда эмигранты из одной страны обращались за помощью к еврейским общинам стран, куда они прибывали, и эта помощь всегда оказывалась. Таким образом, нет в еврействе ни «берущих», ни «дающих», но каждый соединен друг с другом именно этими перипетиями исторических судеб. В этой связи русские евреи сегодня в Германии занимают позицию не только «берущих»: взгляните на семинары раввинов, на еврейские высшие учебные заведения и библиотеки — всюду можно увидеть, насколько обогатилась с притоком русских евреев культурная жизнь немецкого еврейства».
Елена Соломинская, «Еврейская панорама»
http://archive.hadashot.kiev.ua/content/kak-urozhenec-podolya-soyuz-russkih-evreev-v-germanii-vozglavil
P. S. В ближайшее время собрание депутатов района Берлин-Митте планирует рассмотреть вопрос о присвоении парку на пересечении улиц Горманн и Розенталер-штрассе имени Якова Львовича Тейтеля.
Комментарии
"Родившийся в местечке Черный Остров Яков Львович Тейтель был единственным евреем в Российской империи, имевшим чин действительного статского советника".
Это не так.
Были в Российской империи и другие евреи, обладавшие этим чином.
Например Григорий Абрамович Виленкин. В 1913-1918 гг. он занимал должность почетного финансового советника посольства России в Лондоне.
В служебном формуляре Виленкина сохранилась запись о вероисповедании: иудейское.
Книгу Беккера можно полистать здесь: http://www.fedy-diary.ru/html/062011/23062011-06a.html
Вообще по этой теме довольно много серьезной исторической литературы.
Общепринято было считать наоборот: для укрепления своего положения в гешефте антисемитской РИ или для гарантии карьеры евреи крестились, как Шафиров, граф Канкрин.
Другие хранили верность вере отцов.
Вспоминаю слова потомственного дворянина юнкера Михайловского артиллерийского училища Леонида Каннегисера, застрелившего председателя петроградской ЧК Моисея Урицкого. Слова, сказанные сразу же после ареста:
«Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он — отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев».
Цитирую по тексту Марка Алданова, хорошо знавшего Леонида.
Подобных взглядов придерживался и штаб-ротмистр Сумского гусарского полка Александр Виленкин, - офицер отчаянной храбрости, спасший свое полковое знамя.
Григорию Виленкину Александр приходился родным братом.
Участвовал в деятельности антисоветской организации «Союз защиты Родины и Свободы», возглавлял в ней кавалерийский центр.
Расстрелян 5 сентября 1918 года по приказу заместителя председателя ВЧК Якова Петерса.
Р. S. Роман Гуль сообщает, что в письме, посланном на волю перед смертью, Александр Виленкин написал: «пусть знаю...
С др. стороны часть массы бедного еврейского населения "Черты оседлости" поддержала большевиков, воевала вместе ними. Я не исключаю у этих людей элемент мести за вековые погромы и унижения, и даже не могу их осудить, хотя мои симпатии сегодня не на стороне большевиков.
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя".
Задним числом легче судить)
А тем людям в 1917 большевизм представлялся "светлым" будущим.
Да и нацизм NSDAP массам немцев под страшным гнетом репараций 1МВ предтавлялся в 1933 освобождением и "светлым" путем.
Вот так 2 народа - носители Больших Культур Европы в 20-м веке пошли за коварным (всегда!) Дьяволом.
Только продвинутые души, а их всегда меньшинство, увы, распознали дела Темного..
Вообще удивительно мало материалов по той волне еврейской эмиграции 1917-1920-х из РИ, которая шла через Германию в такое драматическое время. Хорошая база для сравнения с нашей волной 1990-х.
Таких замечательных людей, подобных Тейтелю по - влиянию, связям и эффективности действийу советских евреев уже не имелось в 90-е