Шедевры мировой архитектуры... Тадж-Махал

На модерации Отложенный

Воображение людей XXI века поразить трудно. Разве не осуществляются прямо у нас на наших глазах самые невероятные научные и технические мечты! Но во времена, когда вполне можно слетать на экскурсию в космос или даже заказать собственного клона (то ли ещё будет), людям и самим хочется поучаствовать в творении чудес…

Таким коллективным “произведением”, созданным, можно сказать, всеми желающими планеты Земля и стали новые семь чудес света, посчитанные заново методом INNET-голосования, в котором участвовали девяносто миллионов человек.Трудно написать, почему, на протяжёнии больше, чем две тысячи лет никому не приходило в голову приобщиться к славе Антипатра Сидонского, но идея сотворить что-нибудь подобное возникла в 2005 году. Инициатива выбрать новые семь архитектурных памятников в качестве семи чудес света принадлежала швейцарскому режиссеру и музейному куратору Веберу Бернарду, поставившему задачу привлечь к необходимости сохранения исторического наследия человечества. С этой целью Вебером и его единомышленниками был создан Фонд “Семь новых чудес света” и отобраны 200 (двести) самых замечательных объектов, каждый из которых вполне был достоин такого звания. И, несмотря на то, что ЮНЕСКО, занимающаяся в том числе и сохранением культурных ценностей, отказалась официально поддерживать проект, назло чиновникам жители многих стран сплотились вокруг этого проекта, и добились-таки желаемого. По итогам INNET-голосования количество претендентов сократилось до 77, затем до 21, а затем на торжественной церемонии в июне 2007 года в городе Лиссабоне определили семь современных рукотворных чудес Света. К сожалению, среди них не оказалось ни одного объекта из России и стран СНГ аналогов которых в мире нигде нет. Малоблагодарные потомки не раз ставили в укор Антипатру Сидонскому, что входящие в его список объекты находились лишь в районе Средиземноморья. Теперь справедливость восстановлена: на сей раз в список попали удивительные строения из самых разных уголков планеты Земля.

 

В этом списке символ вечной любви, Тадж-Махал, занял почётное пятое место. Памятник прекрасный во все времена года. Кому-то нравится смотреть на Тадж-Махал в Шарад-Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Кому-то нравится смотреть на Тадж-Махал в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а отражёние в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью, от капель дождя, воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года, в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит словно сделанный из золота.

 

 

Арджуманд Бано Бегум – Мумтаз Махал ("Избранница Двора" - так её назвал падишах Джахангир, её свёкр). Ей было девятнадцать, когда она стала второй женой амир-зоде Гурама (1612). Она стала его верной спутницей в его скитаниях по Индии, когда он добывал Павлиний трон в неравной борьбе с единородными братьями. Она стала его любимой женой, когда он скрывался от агентов своего отца, падишаха Джахангира (“Потрясатель Вселенной”). Их любовь была поэтичной и романтичной. Бейты и рубаи в честь их любви слагали поэты всего Востока. Из-за неё он забросил свою занану (гарем). Он оказывал ей пышные приёмы. В честь неё он устраивал великолепные праздники, о которых поэты слагали касыды. Она оказывала огромное влияние на мужа, на внутреннюю и внешнюю политику страны. Никогда он не оспаривал её мнение. Поэты всего Востока воспевали тонкость её стана и длину стрел её ресниц. Было у них тринадцать детей (выжили три дочери и четверо сыновей). Во время четырнадцатых родов она умерла. Перед смертью она берёт с него клятву построить мазар (мавзолей), достойный их любви. Смерть любимой потрясла падишаха.

 

“Жемчужина Индии” – знаменитый Тадж-Махал связан с падишахом Шах-Джаханом (“Царь Вселенной”), при котором падишахство Бабуридов достигло максимального блеска и могущества; большого расцвета достигли искусства: литература, в том числе и на хинди, архитектура и живопись (миниатюра). Имя великого властелина Индии вызывало у его подданных благоговейный трепет. Свободное от работы время падишах проводил с суфиями, “святыми людьми” в поисках мудрости и утешения. После ареста Шах-Джахана власть в стране перешла к его четвёртому сыну, мусульманину-фанатику. Аурангзеб (“Краса Престола”) искусствам не покровительствовал, не поддерживал.

Поэты и художники уезжали из Дели в поисках лучшей доли. А со смертью в 1707 году Аурангзеба, исчезло и величие Бабуридов (Великих Моголов).

 

Каллиграфический орнамент на главных (южных) воротах (дарваза) Тадж-Махала, инкрустирован чёрным сланцем по белому мрамору. Размер букв увеличивают по мере возвышения, и надписи кажутся одинаковыми как на уровне человеческого роста, так и на высоте 24 метра. Количество маленьких беседок (чатри), увенчанных белыми куполами (одиннадцать видны на фото) и одиннадцать (не видимых на фот) равно количеству лет, ушедших на строительство мазара.

 

Вид на дарвазу (ворота) со стороны мазара. Воротами (дарваза) к садам мазара (мавзолея) можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырёх угловых башнях и двумя рядами одиннадцати маленьких беседках, чатри, над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.

 

Лал-Кила (Красная крепость). Занана (гарем). Мусамман-Бурдж (в прежние времена здесь были личные покои его супруги, несравненной Мумтаз; темница, в которой падишах Шах-Джахан провёл остаток своих дней). Когда Шах-Джахан серьёзно заболел (1657, уремия), придворные приготовились к его смерти. Сыновья же его в тот момент служили вали (губернаторами) и навабами (наместниками) в различных провинциях страны. Четвёртый сын падишаха, коварный и жестокий, мусульманин-фанатик Аурангзеб (“Краса престола”), считал, что Павлиний трон должен принадлежать только ему. Интригами и военным искусством шах-зоде добился исполнения своего желания: разбил армии братьев-претендентов (казнил их впоследствии), захватил столицу страны, Агру, арестовал своего отца, Шах-Джахана, и провозгласил себя падишахом Индии. Отца своего падишах Аурангзеб поселил в павильоне Мусамман-Бурдж, оставив ему гарем, слуг, почёт и уважение.

 

Мусамман-Бурдж. Шах-Джахан просыпался за час до рассвета в своих мраморных апартаментах в восточной части Лал-Кила (Красной крепости) в Агре. Из окна своей “тюрьмы” больной и всеми забытый падишах любовался красотой мазаром (мавзолеем) (его строительство закончилось в 1652), стоящего на извилистом берегу Ямуны (Джамны). После омовения, он проходил мимо павильонов, где ещё нежились на мягких пуховиках обитательницы его зананы (гарема), мимо восьмиугольной башни, где когда-то располагались личные покои Мумтаз-Махал. Падишах входил в самую маленькую мечеть в мире – Мина Масджиди (её площадь составляла всего несколько квадратных метров), построенная из чистейшего белого мрамора. Здесь, до восхода солнца Шах-Джахан творил намаз (молитву), перебирал тосбих (чётки), размышляя о смысле жизни, о бренности бытия. Питался падишах исключительно в занане: евнухи вручали блюда по очереди двум красивым девушкам, которые стоя на коленях по обе стороны от падишаха и обслуживали его. В заточении Шах-Джахан ежедневно слушал пение Корана, любовался видом Тадж-Махала - давней своей мечтой, белой, как облако и сверкающей, подобно жемчужине усыпальнице любимой жены, несравненной Мумтаз-Махал. Мирно скончался после второго приступа уремии 22.01.1666. Перед смертью Шах-Джахан повелел поднести его к окну, чтобы последний раз посмотреть на чудо, и, как написано в старинной рукописи, “погрузился в глубокую бесконечность”. Выполняя волю отца, Аурангзеб похоронил его скромно, без церемоний, рядом с нею. Здесь же похоронены дамы зананы Шах-Джахана.

 

К сердцу мазара ведёт лестница, у подножия которой посетители оставляют обувь, словно перед храмом… Можно босиком ходить или в носках - очень чисто. За небольшой бакшиш свою обувь можно оставить на сохранение мальчишкам, и будьте покойны, при выходе они сами подойдут к вам с вашей обувью. Деньги лучше дать им на выходе. Как они вас узнают и не забудут - тайна великая.

 

Орнаментальный узор на стене главного зала.На белоснежной пене мраморных стен выложены мозаики из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней (методом, который в Италии называется "Пьетро дуро", твёрдый камень).