«Большой брат» по-советски

На модерации Отложенный

 

 

 

«Большой брат следит за тобой» — эта жуткая фраза из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» знакома всем. Даже те, кто не читал книгу, знают, что она символизирует тотальный контроль над каждым членом общества. В 1922 году за тем, что читают, смотрят и слушают советские граждане стали следить сразу два «больших брата» — Главлит и Репертком. 

В обязанности Главлита (Главное управление по делам литературы и издательств) входил «предварительный просмотр всех предназначенных к опубликованию произведений, нот, карт и т.д., составление списков произведений печати, запрещенных к опубликованию». Главлитовцы не брезговали исправлением рукописей и вписыванием ленинских предисловий (очень нелепо последние смотрелись, претворяя, скажем, стихи Пушкина). К ввозу в СССР запрещались «произведения, носящие враждебный характер к советской власти и коммунизму, проводящие чуждую и враждебную пролетариату идеологию; детская литература, содержащая элементы буржуазной морали с восхвалением старых бытовых условий; произведения авторов-контрреволюционеров; русская литература, выпущенная религиозными обществами, независимо от содержания»

Вскоре при Главлите появился «младший брат» — Репертком (Комитет по контролю за репертуаром и зрелищами).

Это ведомство выдавало «разрешение или запрещение к постановке драматических, музыкальных и кинематографических произведений». Репертктом составлял списки разрешенных и запрещенных опер, вокальных произведений (был запрещен, например, весь Вертинский, масса русских романсов), граммофонных пластинок, танцев. Но и разрешенные произведения приходилось корректировать. Так, из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова следовало устранить «излишества по части славления царя», из «Русалки» Даргомыжского — заключительный «апофеоз», а из «Евгения Онегина» Чайковского — «фальшивый эпизод крепостной идиллии». 

Контроль за средствами и каналами информации в условиях тоталитарного режима отрезал СССР от внешнего мира, от классического прошлого. Он лишил государство многих культурных ценностей.
Только в декабре 1993 года цензура была официально запрещена Конституцией РФ. Впрочем, последние гонения на некоторые выставки искусства, театральные постановки и художественные фильмы заставляет усомниться в действии этой статьи Закона.