Владимир Поляк / Ливан может стать еще одним звеном на пути к миру
На модерации
Отложенный
Сейчас, когда ОАЭ, Бахрейн, а затем, возможно, и ряд других арабских стран двигаются по пути нормализации отношений с Израилем, сможет ли это сделать Ливан?
Эпидемия коронавируса, соглашения о нормализации отношений между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном и взрыв в порту Бейрута не связаны причинно-следственной связью. Но вместе с другими событиями, сотрясающими Ближний Восток, этот ряд событий может вызвать новую эру в арабо-израильском конфликте и повлечь возможность мирных отношений между Израилем и Ливаном.
Об этом пишет в недавней статье в "ХаАрец" Миран Хвайс из хайфского Техниона. То, что некоторым кажется внезапным как молния, является следствием более глубоких сдвигов, которые переворачивают старые парадигмы. "Некоторые из наиболее важных изменений происходят в экономической сфере, но их последствия имеют политическое значение", - указывает эксперт.
Она указывает на широкий контекст взаимосвязи экономики и политики. "Пандемия для экономик Ближнего Востока, основанных на нефтяной промышленности, означает убытки сегодня и низкий спрос в будущем. Одной из таких экономик являются ОАЭ: падение доходов означает, что им нужны израильские технологические ноу-хау и экономическое сотрудничество гораздо больше, чем Израилю - их нефть".
Инфраструктурные проекты занимают центральное место в попытках реконфигурации ближневосточных альянсов. Одна из таких давно обсуждаемых инициатив - железная дорога, соединяющая порт Хайфы с Саудовской Аравией и ОАЭ.
Экономическая цель проекта заключается в том, чтобы Израиль, Иордания и Саудовская Аравия функционировали в качестве сухопутного моста между Средиземным морем и Персидским заливом для создания пути, соединяющего Европу с Индийским океаном в качестве альтернативы Суэцкому каналу.
Политическая подоплека проекта состоит в том, чтобы создать крупный экономический блок, подрывающий региональное экономическое влияние Ирана. "Другим примером инфраструктурного проекта с четкой геополитической повесткой дня является трубопровод для природного газа в Европу из Израиля через Грецию, Кипр и Италию, в которое также инвестирует ОАЭ", - добавляет эксперт.
Здесь также связаны экономика и политика: укрепление оси Восточное Средиземноморье - Израиль - Персидский залив в противовес Турции, союзнице Ирана.
Ливан также может быть вовлечен в европейско-израильский проект. В 2019 году он предупредил международный консорциум о том, что проект трубопровода нарушает его морские границы, о которых он давно ведет спор с Израилем. США и здесь срочно выступили в качестве посредника на переговорах по установлению этих границ. На этой неделе помощник госсекретаря США Дэвид Шенкер объявил, что Израиль и Ливан "приближаются" к соглашению о демаркации морской границы между ними.
Аналитики полагают, что если будет достигнуто соглашение между Израилем и Ливаном по данному вопросу, это откроет потенциал для дальнейшего сотрудничества между Израилем и Ливаном. Конечно, реализуемость этого зависит от степени, в которой Ливан будет готов взаимодействовать с Израилем.
Возможно, тяжелейший экономический кризис сломит его оппозицию взаимодействию. Еще одним триггером может стать взрыв в порту Бейрута, парализовавший главный порт Ливана. В 81 милях к югу от него находится порт Хайфы, который является одним из крупнейших и современных портов Ближнего Востока.
Есть ли здесь дополнительный шанс на сотрудничество? Изменит ли ситуацию для Ливана срочность поиска логистического решения для спасения торговых путей? Может ли это привести к нормализации де-факто по экономическим причинам, которая затем может привести к политическому признанию? Израильские аналитики, включая Миран Хвайс, полагают, что такая возможность существует.
Очевидно самым большим препятствием даже для предварительных шагов к нормализации является "Хизбалла" - организация, действующее как государство в государстве, благодаря которой даже появился термин "ливанизация" страны, означающая появление в ней автономной вооруженной силы, неподконтрольной государству.
Но сегодня "Хизбалла" находится под огнем в прямом и переносном смысле. Взрыв нитрата аммония в порту Бейрута совпал с завершением судебного процесса по делу об убийстве бывшего премьер-министра страны Рафика аль-Харири в 2005 году.
Специальный трибунал по Ливану, учрежденный ООН, признал члена "Хизбаллы" виновным в его убийстве. Ее лидеры стали мишенью многочисленных публичных демонстраций, включая вырезанные в натуральную величину фигуры Хасана Насраллы с петлей на шее.
В сегодняшних политических протестах "Хизбалла" становится удобным козлом отпущения. Как замечают эксперты, союз организации со Свободным патриотическим движением (СПД) одной из ведущих политических партий Ливана, стал трещать по швам. Сегодня у руля партии стоит Джебран Бассил, зять президента Мишеля Ауна. Бассил неоднократно заявлял, что у него нет идеологических проблем с Израилем. Аналогично и сам президент Аун, отвечая на вопросах о шансах на мир с Израилем после сделки с ОАЭ, не исключил такую возможность.
Сейчас, когда ОАЭ, Бахрейн, а затем, возможно, и ряд других арабских стран двигаются по пути нормализации отношений с Израилем, сможет ли это сделать Ливан? "Шаги к нормализации отношений между Ливаном и Израилем окончательно ознаменуют новую эру в арабо-израильских отношениях", - полагает Миран Хвайс.
Однако ряд других экспертов, например из центра "Альма", специализирующегося на ситуации в Ливане, настроены намного более скептично. В статье Таля Беэри, посвященной позиции "Хизбаллы" в Ливане, указано, что недавно движение демонстративно широко отметило день Ашура, мусульманский шиитский день траура в память имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда, погибшего в битве при Кербеле.
В ходе праздника низшие и даже высокопоставленные оперативники "Хизбаллы" открыто появились на массовых мероприятиях, организованных ею 30 августа. Церемонии включали массовые автомобильные шествия с флагами, а также процессии на лодках вдоль побережья. "Хизбалла" связывает религиозный траур Ашуры с "национальным ливанским трауром" в память мучеников "сопротивления". Помимо демонстрации силы была организована символическая провокация Израиля: в течение 10 дней Ашуры транспортные средства ехали вдоль границ с Израилем, рядом с Метулой, размахивая флагами и выступая с лозунгами протеста.
Молодежное крыло "Хизбаллы" ("Скауты имама аль-Махди"), поднимали флаги в городе Хула, напротив базы ЦАХАЛа. Все это показывает, что "Хизбалла" не сдаст без боя своих позиций. С другой стороны, множество тираний, авторитарных режимов и монархий в мире и на Ближнем Востоке рухнуло за последние годы. Мир с Египтом и Иорданией также казался чудом, но стал политической реальностью.
Комментарии
А значит "Хизбалла" должна оказаться в Ливане вне закона со всеми последствиями.
Не могут сами, пусть официально обратятся к Израилю и откроют границу.
ИМХО