Как японцы поступали с пленными красноармейцами в 1939 году
На модерации
Отложенный
По архивным данным, которые приводятся в книге Артёма Драбкина «Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура», японцы по окончании боевых действий на Халхин-Голе вернули СССР 116 пленных. Хотя другие историки утверждают, что точного количества пленённых военнослужащих РККА в том конфликте до сих пор не установлено.
Что это была за война
Военный историк Мариан Новиков в книге «Победа на Халхин-Голе» привёл документы, подтверждающие, что причина этого военного конфликта, продолжавшегося с мая по сентябрь 1939 года, была в неразрешённом пограничном споре: стороны не договорились по поводу того, где должна была проходить монголо-манчьжурская граница.
В результате, по советским данным, японцы безвозвратно потерями 25 тысяч человек, аналогичные потери РККА – почти 8 тысяч военнослужащих.
Как писал известный историк и востоковед Игорь Можейко (знаменитый Кир Булычёв, автор серии произведений о девочке из будущего Алисе Селезнёвой) в своей книге «Западный ветер – ясная погода», победа советских и монгольских войск в конфликте на Халхин-Голе поспособствовала исключению Японии из активных сателлитов гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне: несмотря на то, что фюрер настаивал на наступлении японцев, те до конца войны занимали выжидательную позицию – вступать в войну они намеревались в том случае, если бы Гитлер начал одерживать верх над СССР (чего, как известно, не случилось).
О количестве военнопленных РККА и их судьбе
Данные о численности советских военнопленных в конфликте на Халхин-Голе российские историки действительно приводят разные. К примеру, автор подробного исследования, основанного на архивных источниках, писатель Юрий Свойский, написавший масштабный труд «Военнопленные Халхин-Гола. История бойцов и командиров РККА, прошедших через японский плен», сообщал, что за весну-осень 1939 года наша армия потеряла пленными 97 бойцов и офицеров.
Их дальнейшую судьбу Свойский описывает так: 82-х советских пленных японцы обменяли на своих пленённых солдат и офицеров, 11 человек в плену они убили, а четверо не захотели возвращаться на родину. По данным, приводимым Юрием Свойским, 38 возвратившихся из плена солдат и офицеров РККА судил военный трибунал – их обвиняли в том, что сдались добровольно или же сотрудничали в неволе с японцами. По сведениям отечественных историков, осуждённым чаще всего давали большие сроки (до 10 лет) исправительно-трудовых лагерей, о расстрельных приговорах по отношению к ним информации нет.
Как их содержали
Рецензент книги Юрия Свойского доктор исторических наук Игорь Лиштованный писал в «Военно-историческом журнале», что автором «Военнопленных Халхин-Гола...» было проделано очень кропотливое и, главное, документально обоснованное исследование – Свойский изучил архивные материалы 12 фондов РГВА и 6 фондов подольского архива Минобороны РФ, работал с карточками военнопленных. Также им были исследованы десятки объяснительных записок возвращённых из плена военнослужащих РККА, судебные и многие другие документы.
Первым советским военнопленным, захваченным японцами в районе Номон Хан 20 мая, был старшина Дроб, которого агентство «Рейтер» в то время по ошибке назвало «майором Дропу». Хотя японские СМИ и сообщали, что пленные РККА «удивлялись хорошему обращению с ними в плену», показания, данные возвратившимися из вражеского плена военнослужащими Красной армии, говорят об обратном – с узниками часто не церемонились. Причём факты жестокого обращения с советскими пленными отмечались с первых же дней данного конфликта. К примеру, Юрий Свойский приводит показания красноармейца Фёдора Гриненко, который попал в плен раненым. Его, связанного, тащили за верёвку, волоком. Били до бессознательного состояния. Раненый японец резал Фёдору ладонь ножом, изображая какой-то знак. На просьбу дать воды самураи швыряли в лицо песок. В плену Гриненко пытались допрашивать, но тот молчал. Тогда его связанного кинули в костёр, накрыв брезентом. Фёдор писал в своей объяснительной записке, что после такого обращения он и не чаял остаться в живых.
В конце мая был захвачен в плен младший политрук Александр Комаристый, 29 числа его после жесточайших пыток убили. О жестоком обращении в плену рассказывали и многие другие военнослужащие РККА.
По архивным данным, обстоятельства пленения бойцов и командиров РККА в военном конфликте на Халхин-Голе были разными: японцы захватывали в плен раненых, отстреливавшихся до последнего патрона, случалось, что красноармейцы сдавались и сами, по трусости. Некоторые выбалтывали в плену всё, что знали о своих подразделениях. Юрий Свойский исследовал в том числе и японские источники того времени (их же в 1930-40-е годы отслеживала и советская контрразведка). К тем пленным, которые в той или иной мере содействовали японцам, давая показания, впоследствии применялись суровые меры. Но большая часть военнослужащих РККА, судя по доступным документам, по возвращении из плена репрессий избежала – они, несмотря на пытки и издевательства, вели себя достойно и чести своей не запятнали.
Комментарии