Беседы о Марксизме. Часть вторая. Ответы.
На модерации
Отложенный
Что такое наука?
Воспользуемся наиболее распространённым определением, имеющимся сегодня в большинстве источников:
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняется синтез новых знаний или обобщения, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование. Те гипотезы, которые описывают совокупность наблюдаемых фактов и не опровергаются экспериментами, признаются законами природы или общества.
Что такое Марксизм?
Это систематизированная совокупность общефилософских и экономических знаний, объединённых в единое целое таким образом, что в итоге рождается принципиально новое качество.
При этом надо понимать, что ни отдельно философию, ни отдельно экономику Маркс не создавал. Они существовали задолго до него.
Однако, Маркс был первым мировым мыслителем, соединившим материалистическое понимание мира с диалектическим подходом.
До него материализм и диалектика существовали раздельно в различных работах различных, прежде всего - немецких философов.
Поэтому сам по себе диалектический материализм, даже вне его практических приложений в виде политико-экономических теорий, уже является наукой и соответствует всем требованиям, предъявляемым к научному знанию (заметим здесь, что диамат - вовсе не МЕТОД, как иногда говорят люди, не слишком искушённые в философии. Методом здесь является диалектический подход, но материализм - нечто совершенно иное. Это мировозрение, т.е. системный взгляд на окружающий мир).
Соединив материализм и диалектику и создав новую философию (которая сама по себе наука), Маркс рассмотрел с этих новых позиций экономические и общественные процессы и создал ещё два новых научных качества: новую экономику ("Капитал") и новую общественно-политическую теорию (построение коммунизма).
Экономическая теория Маркса есть прямое следствие философии Маркса.
А революционная теория построения коммунизма - прямое следствие экономической теории.
Т.е., мы имеем здесь дело с "матрёшкой" - всеобъемлющей научной концепцией, в которой последовательно заключены, "вложены друг в друга" три самостоятельных области знания, каждое из которых подлежит научному осмыслению.
При этом каждое из них в полной мере соответствует определению науки, данному в начале статьи.
Именно это подчёркивал В.И. Ленин в работе "Три источника и три составные части Марксизма".
Поэтому Марксизм - безусловно, наука.
И философия Маркса, и экономика Маркса, и теория коммунистического строительства, в отличие от всех предшествующих концепций, оказались реализованными на практике и, таким образом, объективно подтвердили свою справедливость точно так же, как подтвердили экспериментально свою справедливость выводы Пифагора, Архимеда, Ньютона или Эйнштейна.
А те, кто излишне трепетно относятся к академическому определению науки в самом широком смысле, спокойно могут считать Марксизм новым научным знанием.
Что, однако, нисколько не отменяет всего сказанного.
Однако, ситуация ещё сложнее, чем это может показаться.
И, говоря, что Марксизм - научное знание, мы имеем в виду не только всё то, что прозвучало выше.
Основой основ Марксизма является вовсе не экономическaя теория, как принято думать. И даже не революционная теория преобразования общества!
Основа Марксизма - материализм. Это - мировоззренческая сущность Марксизма. Всё остальное - следствия из него.
Познаваемость мира во всех его проявлениях, полная независимость этого мира от субъективных ощущений исследователя, предметная доказательность объективности окружающего - вот что является краеугольным камнем Марксистского материалистического подхода.
Вы можете безоговорочно принимать на веру лишь то, что поддаётся объективным ощущениям, анализу и исчислению.
Никакие слова, лишённые предметной доказательности, призывающие ВЕРИТЬ, вместо того, чтобы ЗНАТЬ, не должны приниматься в расчёт и потому подлежат отбрасыванию в мусорную корзину.
Никакой лирики! Никаких красивых, многословных пустопорожних рассуждений! "Поверять гармонию алгеброй!" - вот, в сущности, квинтэссенция Марксизма.
"Мы, марксисты, коммунисты, поверим, во что угодно: в чёрта, в дьявола, в загробную жизнь, в непорочное зачатие, во второе Пришествие! Во всё! Дайте предметные доказательства вашей правоты! Дайте научные факты! А если не можете, если нет у вас таких фактов - идите к чёртовой матери! Не путайтесь у нас под ногами! Не морочьте людям голову!"
Это и есть Марксизм, выраженный на обычном человеческом языке.
И здесь легко увидеть прямой отсыл одной науки к другой - Марксизма, как научного познания самого по себе, к фундаментальным естественным наукам, как к главным аргументам в споре с агностиками или убеждёнными идеалистами.
Не на собственные слова, а на неоспоримые выводы математики, физики, биологии, химии, медицины и других основополагающих строго научных дисциплин ссылается Марксизм в этих спорах.
И предлагает не спорить с материализмом попусту, а вместо этого ознакомиться с Галилеем, Максвеллом, Лоренцом, Менделеевым, Лобачевским, А.Смитом, Д. Рикардо, Ферми, Бором, Келдышем, Королёвым и т.д.
Именно это имел в виду Ленин, говоривший юным коммунистам и комсомольцам в 1920 году:
"Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".
Всё это говорит о Марксизме, как о "двойной науке", т.е. науке, прямо обращённой ко всем остальным научным знаниям и направлениям.
Это наука о науках.
И без понимания или, хотя бы, глубокого знакомства с мировой наукой и культурой невозможно не только стать Марксистом, но даже начать понимать его.
Марксизм - это обнажённый до предела здравый смысл.
Пытаться оспорить это так же бессмысленно, как сомневаться в таблице умножения или в Периодической системе элементов.
Его сила такова, что на марксистских позициях, пусть и частично, стоят сегодня даже те люди, которые на словах ненавидят и не понимают Маркса.
Как и все прочие, они требуют для себя справедливости на работе, во взаимоотношениях с государством и с внешним миром.
И для этого обращаются не к попу в церковь, не уезжают в уединённый скит, а идут в политику или в суд.
И, сами не понимая этого, продолжают то, что начали Маркс и Энгельс почти 200 лет назад.
Тем не менее, любители "поспорить с Марксом" есть.
О них и об отношении к ним - в третьей части статьи.
Комментарии
Не хрен лезть не в свою колею
Им трудно понять марксизм
Да и четких классов пока не видно!
Вы готовы принять то будущее.. от этого "Молодые"..
Что мы заложили в это будущее?
УЖЕ закладываем, оно УЖЕ формируется
Потому прошу - Говорите хорошее, делайте добро
Если критикуете, то с юмором или сарказмом