В Латвии разгорелась дискуссия о будущем государства

На модерации Отложенный

Врёт, как Кариньш: в Латвии разгорелась дискуссия о будущем государства

Началось всё с того, что латвийский премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил на съезде своей партии «Новое Единство», что «через 10-15 лет уровень развития Латвии будет выше среднеевропейского»

Но такое смелое обещание вызвало гнев политиков и журналистов, которые начали ловить Кариньша на лжи.

Многие эксперты, напротив, придерживаются мнения, что перспективы Латвии незавидные и обусловлены они тремя бедами: покидающим страну населением, низкими темпами экономического развития и падением объёма идущего из России транзита.

По мнению Кариньша, «за последние 10-15 лет Латвия пережила стремительное развитие» и в «стране есть компании, которые создают сложные высокие технологии, пользующиеся международным спросом». Кришьянис Кариньш без тени сомнения считает, что его правительство добилось ряда успехов. В частности, политик отметил «приведение в порядок финансовой системы, в результате чего международный кредитный рейтинг Латвии достиг наиболее высокого уровня, чем когда-либо». Под «приведением в порядок» он понимает принятые Ригой по настоянию США запреты латвийским банкам в широких объемах сотрудничать с нерезидентами (в первую очередь – с россиянами).

Кариньш также высказался в защиту недавно проведённой в государстве административно-территориальной реформы, предусматривающий с 2021 года наличие в Латвии 42 самоуправлений вместо нынешних 119-ти.

 

Причина этой реформы понятна – резкое сокращение населения Латвии (от почти 2,7 млн в 1991-м до нынешних 1,8 млн), вынуждающее укрупнять административные единицы.

Однако главы и жители ряда упраздняемых муниципалитетов яростно протестовали против такого решения, утверждая, что эта реформа приведет к дальнейшему оскудению их родных мест, лишаемых адресных дотаций. В свою очередь, Кариньш настаивает, что «Латвия не может развиваться равномерно, если в стране есть самоуправления с населением в тысячу человек без существенной налоговой базы». Он отметил, что «следующими шагами является продолжение работы в сфере образования». В планы входит «не только улучшение образования с точки зрения содержания, но и приведение в порядок (читай: сокращение) сети школ». В свою очередь, в сфере здравоохранения планируется «упорядочить (то есть уменьшить) сеть больниц».

Благостные обещания главы правительства вызвали негативные отклики ряда политиков и прессы. Депутат Сейма от оппозиционной партии «Согласие», бывший министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский пишет в сети Facebook: «На днях премьер Кариньш заявил, что через 10-15 лет уровень развития Латвии будет выше среднеевропейского. Премьер, конечно же, должен быть оптимистом – но не слишком отрываясь от земли. Ещё пять лет назад аналитический центр Certus (который возглавлял сам Домбровский) сделал весьма простой подсчёт для тогдашнего правительства – о том, сколько лет потребуется для достижения среднеевропейского уровня ВВП на душу населения. Эти ответы актуальны и сегодня. Так вот, если рост латвийского ВВП всего примерно на один процентный пункт превышает рост в среднем по Европе (как это было последние пять лет), то потребуется около 50 лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня развития. 50 лет!!!»

Экс-министр задаётся вопросом: какой же рост экономики необходим для того, чтобы латышам жить как в среднем по Европе уже через десять лет? «Ответ: реальный рост ВВП должен быть в среднем около 8% в год. Насколько это реально? Посмотрим макроэкономические прогнозы министерства финансов, начиная с 2022-го, чтобы без Covid-эффектов. Итак, 2022 год – 3,5%. 2023 год – 2,4%. Невооружённым глазом видно, что до 8% далековато. Причём, мы ещё будем продолжать видеть негативные эффекты от всего того, что в последние несколько лет было сделано с экспортом финансовых услуг и транзитом. И кстати, незаметно, чтобы у премьера экономический рост был большим приоритетом. Так что, как ни крути, напрашивается простой вывод: премьер Кариньш не совсем понимает, о чём он говорит», – заключает Домбровский.

Заявление главы правительства прокомментировал и публицист Вадим Авва: «Многие, кто следит за латвийской политической повесткой, не по-детски взбудоражены заявлением премьера Кариньша, сделанном премьером на субботнем съезде родной партии «Единство» – о том, что через 10-15 лет уровень развития Латвии будет выше среднеевропейского. Если бы Кариньш родился и вырос в Латвии (нынешний премьер приехал в 90-х в Латвию из США, гражданство которых он до сих пор сохраняет), он мог бы вспомнить, что ранее лидер другой партии КПСС Никита Сергеевич Хрущёв на встрече с избирателями в 1954 г. пообещал: «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». А в начале 1986-го ещё один Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев заявил, что к 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире или доме. Цели, задекларированные Кариньшем, действительно можно достичь. Это случится в том случае, если среднеевропейский уровень ВВП на душу населения будет стремительно падать – при том, что латвийский останется неизменным. Так как сегодня паритет покупательной способности (ППС) Латвии составляет около 70% от среднего в ЕС».

Авва ссылается на вышеприведенный подсчет Домбровского о том, что, если рост ВВП Латвии будет на процент обгонять среднеевропейский, Латвийской Республике понадобится для выполнения обещания Кариньша полвека.

По мнению Аввы, богатая Европа не может позволить себе поддерживать «вечно убыточное советское сельское хозяйство нечерноземья» в лице «заточенных» на конфликт с Россией элит Прибалтики. «Потому что «новое советское сельское хозяйство» в Риге способно сожрать бесконечную сумму денег. Это ясно осознают некоторые люди в Дании, Австрии, Нидерландах и Швеции. Только прагматичная политика заставит развернуть существующий латышский националистический нарратив, курс «на войну с Россией», изменить его на политику торговли и здравомыслия. И всё-таки – кто ответит, и лучше бы личным карманом, за дотирование «Латвийской железной дороги» за счёт налогов госбюджета? Ведь транзит российских грузов потерян Латвией из-за «политики войны». Кто ответит за уволенных на ЛЖД и возможную деградацию инфраструктуры?», – вопрошает Вадим Авва.

Вопрос более чем законный. Только за первое полугодие 2020-го объём железнодорожных грузоперевозок в Латвии сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 47,2% и составил 11,563 млн тонн. Такое падение сказалось на работе «Латвийской железной дороги» – предприятию пришлось уволить 1500 работников, что составляет примерно 24% всего персонала предприятия.

Теперь ЛЖД распродает локомотивы, вагоны и вынуждена свернуть проект по своей электрификации, на который уже выделили было крупную дотацию из Фонда сплочения ЕС.

Латвийская журналистка Ольга Князева цитирует объявление – продовольственный магазин в Риге ищет продавца в молочный отдел с оплатой в 2,75 евро за час работы (при том что в государстве официально установлено: оплата часа работы не должна быть меньше 4,70 евро).

«Есть такая рубрика: ожидание и реальность. Это когда заказываешь что-то красивое в китайском магазине, а приходит на три размера меньше. Вспомнилось про обещания Кариньша через пятнадцать лет зажить лучше, чем в среднем по ЕС. Кстати, ровно пятнадцать лет назад Банк Латвии уже обещал ровно то же самое – к 2020 году мы должны были догнать и перегнать. А пока вот – реальность. Не скажу, что такие зарплаты везде. И конечно, всё зависит от квалификации и прочего. Но простите, меньше «минималки» за восемь часов – это дно. Просто дно. Потому, пока есть такое дно хотя бы в отдельных отраслях, или регионах, или профессиях, ну нельзя ничем гордиться. И никакая налоговая реформа не спасёт. Потому что даже если никаких налогов не применять для таких зарплат, они больше не станут», – подчёркивает Князева.

Упоминаемую налоговую реформу хочет провести Минфин Латвии, предлагающий понизить подоходный налог, но ввести целевые отчисления на здравоохранение и определённые взносы социального страхования для всех налоговых режимов.

В министерстве хотят как-то решить вопрос низких зарплат медиков и педагогов, вынуждающих представителей этих профессий массово покидать страну или овладевать другими специальностями. Эти предложения раскритиковала бывший министр экономики Дана Рейзниеце-Озола. Она считает, что если мелких предпринимателей, работающих в режиме «микропредприятий» (аналог российских ИП) заставить платить высокие социальные взносы, как предлагают в Минфине, то «теневая экономика в результате такой реформы только вырастет».

В обещаниях Кришьяниса Кариньша действительно ничего особо нового не содержится. Публицистка Оксана Пых смахнула пыль с «Лейтмотива экономического прорыва Латвии», предложенного в 2012 году Партией реформ, основанной бывшим президентом государства (2007-2011) Валдисом Затлерсом. Партия давно уже приказала долго жить, а оставшийся после неё документ служит любопытным свидетельством того, как местные политики восемь лет назад представляли жизнь в Латвии 2020 года. Например, в разделе «Дети и семья» содержится обещание создать такую среду, чтобы «решение родить ребенка принималось уверенно, без опасений за экономические последствия и социальное обеспечение». Увы, получилось ровно наоборот. Родители опасаются заводить в Латвии детей, боятся, что не смогут обеспечить воспитание ребенка финансово – и, как результат, последние демографические показатели не вселяют оптимизм. В прошлом, 2019 году, в Латвии родилось 18 589 детей, в 2018-м – 19 314, в 2017-м – 20 828, в 2016-м – 21 968. Получается, что в прошлом году в сравнении с 2018 годом рождаемость уменьшилась на 3,7%.

В сфере образования авторы «Лейтмотива» обещали: учебный процесс и преподавание предметов в школах обеспечивается на нескольких языках, с первых же школьных лет в стране готовят конкурентоспособных участников международного рынка труда. На деле получилось ровно наоборот – начиная со ступени среднего образования в Латвии с 2018 года запрещено образование на русском языке, на котором разговаривает почти половина жителей страны, причем запрещено не только в государственных, но и в частных школах и вузах. Также в «Лейтмотиве» написано, что в Латвии-2020 «профессия учителя престижна и высоко ценится обществом».

На деле же только в прошлом году латвийские учителя и врачи несколько раз массово выходили к зданиям правительства и парламента в Риге, требуя всего лишь того, чтобы власти исполнили данное ими самими обещание – повысить педагогические и медицинские зарплаты, пока явно неконкурентоспособные. Выходили безуспешно…

В «Лейтмотиве экономического прорыва» содержался ряд обещаний. «Доля теневой экономики сократилась до 15%. На самом деле по итогам 2019 года она составила 24% Транзит: все большую роль в транзите играют мультимодальные транзитные коридоры, образуемые транзитными дорогами, железной дорогой и портами. Электрификация и модернизация транзитных коридоров позволяет неустанно наращивать объемы транзитных коридоров без угрозы статусу Латвии как самой зелёной страны. Тут тоже между прошлым и настоящим возникло недоразумение – транзит уполовинился, а многомиллиардный проект электрификации «железки» за счёт денег ЕС наши власти провалили», – с иронией пишет Оксана Пых.

Не обошли авторы «Лейтмотива» и сферу здоровья, пообещав сделать главным приоритетом «профилактические меры, сфокусированные на здоровом, экологичном образе жизни, а также направленные на сокращение алкоголизма, курения и других вредных привычек». На деле же сейчас в Латвии от сердечно-сосудистых болезней на каждые 100 000 населения умирают 328 человек. В среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (Латвия тоже состоит в ОЭСР) этот показатель составляет 112. «Чаще всего люди умирают из-за атеросклероза. Кровеносные сосуды зарастают», – поясняет кардиолог рижской больницы имени академика Страдиня Андрис Скриде. Он отмечает, что государство слишком мало вкладывает в лечение сердечно-сосудистых заболеваний на стадии первичного здравоохранения – прежде чем пациент попадает на операционный стол.

А врач-кардиохирург, доктор медицинских наук Роман Лацис добавляет, что латвийцев добивают курение, ожирение, малоподвижный образ жизни, алкоголь, наркотики, стресс.

«Я бы сказал, что депрессивный стресс является одним из главных факторов», – подчёркивает Скриде. Стрессовать латвийцам есть из-за чего: в прошлом году Eurostat признал, что маленькая Латвия – самая несчастная страна в Евросоюзе: лишь треть граждан полностью довольны жизнью. Также Латвия меньше всех в Евросоюзе тратит на социальную защиту: эта статья расходов составляет лишь 14,5 процента ВВП. Для сравнения, во Франции – более трети ВВП. Неудивительно, что многие её уроженцы махнули рукой на Латвию и уезжают туда, где больше платят. Например, в латвийском Госконтроле откровенно признают, что не ведают о дальнейшей судьбе половины молодых специалистов, окончивших местные медицинские вузы…