Мистика, магия и легенды Петербурга

На модерации Отложенный

Мистика, магия и легенды Петербурга

К Санкт-Петербургу невозможно относиться равнодушно: его либо искренне любят, либо от всей души ненавидят. Любят за неповторимый мрачноватый колорит, за дух старой Европы, за белые ночи и прогулки по набережным… Ненавидят за непохожесть чётких линий «европейского» Петербурга на прихотливый купеческий уют «русской» Москвы, демонстративный аристократизм, идущий вразрез с нынешней модой, за нездоровый климат, да и просто за то, что Петербург до сих пор не такой как все.
Этот необыкновенный город — воплощённая мечта его создателя, живое напоминание о том, что, несмотря на бешеный темп современной жизни, в мире всегда найдётся место поэзии и тайне…
Да, Петербург всегда был Меккой художников, поэтов, литераторов, музыкантов. Именно на этих берегах, как говорят, чаще, чем где бы то ни было, людей творческих посещают музы. Причудливые образы и сюжеты, таинственные легенды прошлого: кажется, время на этих улицах течёт по каким-то неведомым законам, абсолютно не считаясь с ритмом современного бытия. Но не только служители муз стремятся в Северную Венецию. Всевозможные мистики, маги, оккультисты и исследователи необычных явлений также стекаются отовсюду: такого количества аномально активных мест нет, пожалуй, ни в одном городе мира. Попробуем разгадать его секрет?
Санкт-Петербург — самый северный из всех крупнейших городов планеты, он находится на 60-й параллели: между прочим, по мировой системе координат севернее Новосибирска и Магадана!
С точки зрения авторитетных специалистов, 60-я параллель считается критической для существования человека: именно здесь возникает выходящее за границы норм напряжение ума и психики, часто сопровождаемое измененными состояниями сознания. Состояние сна, лихорадки или сильного жара здесь легко стирает грань между нашим миром и потусторонним, поэтому жителям этих мест не всегда хватает сил сопротивляться проникновению информации «с той стороны». А она, кстати, нередко приводит к развитию неврозов и некоего «шаманского комплекса», при котором невозможно отличить наваждение от реальности. Подобное состояние усугубляется ещё и климатическими особенностями города: приневская низменность всегда была наполнена дурманящими разум болотистыми испарениями…
Фактически жители Петербурга постоянно находятся на грани перехода в изменённое состояние, и любая мелочь (сильные эмоции, резкое движение, испуг) может этот переход спровоцировать. Правда, многие питерцы, с детства живущие в этой атмосфере, выработали иммунитет к подобного рода явлениям, а вот на гостей города эта особенность действует впечатляюще…

«Пропал Ершалаим… будто и не существовал на свете…»

Слава о Петербурге как о проклятом месте разнеслась по городам и весям задолго до окончания первого этапа строительства. Раскольники называли его «град Антихриста», а самому Петру примеряли плащ четвёртого всадника Апокалипсиса. Юродивые, жившие на кладбищах, пророчили городу смерть от рук иноземных чернокнижников, коих «наползло несметно», после того как Пётр пригласил из-за границы «духовных и учёных мужей, в хитроумных науках прославившихся». Консервативно настроенное дворянство и духовенство во главе с сосланной в монастырь первой супругой государя Евдокией Фёдоровной Лопухиной с удовольствием повторяло её проклятие: «Быть Петербургу пусту!». Но похоже, что противники царя-реформатора зря старались: город выстоял и в войнах, и в стихийных бедствиях, сегодня его можно называть каким угодно, но отнюдь не пустым.

Циркуль, угольник и крест

Ни для кого не секрет, что Петербург строился не хаотично, как древние города, а по заранее составленному плану. Но мало кому известен тот факт, что в этом плане имеются некоторые весьма любопытные закономерности: если на карте соединить линией все самые высокие шпили города, то получится крест, упирающийся основанием в Казанский собор, который в плане имеет форму чаши. Крест (меч) и чаша — очень древний гностический символ, восходящий к легендам о святом Граале. Этот символ встречается в эмблематике практически всех тайных духовных орденов и оккультных обществ Западной Европы и означает (в упрощённом смысле) завершение поисков, единение замысла и воплощения, духовного и физического начал.

Главные храмы Северной Венеции с высоты птичьего полёта как бы образуют лучи восьмиконечной звезды Спасителя, а Александрийский столп, как говорят ясновидящие, вообще стоит на главной энергетической точке города, связывая земной Петербург с Петербургом небесным! Правда, эта легенда возникла не так давно: во времена Петра люди верили, что под площадью и набережной обитает огромный змей, охраняющий пуп Земли…
Вообще, если приглядеться, даже на фасадах и во дворах петербургских зданий можно без труда отыскать массу масонских, розенкрейцерских и прочих подобных эмблем. Что, впрочем, немудрено: в XVIII веке практически все образованные люди (в том числе и архитекторы) принадлежали к тому или иному тайному обществу — это считалось признаком хорошего тона. Память о петербургских ложах того времени жива и по сей день: дом на Большой Дворянской и двухэтажный особняк на Песках, в которых в своё время проходили тайные масонские собрания, уже к началу XX века приобрели репутацию «домов с привидениями». И до сей поры ходят слухи, что по ночам туда съезжаются призраки в призрачных же каретах и при зеленоватом свете ламп, сделанных из черепов тех, кто когда-то стал невольным свидетелем их сборищ, обсуждают свои колдовские тайны… Находятся очевидцы, которые совершенно безвозмездно рассказывают туристам подобные страшилки и даже берутся проводить любителей острых ощущений к «нехорошим» домам.

Крылатое трио хранителей

Можете смеяться или счесть питерцев сумасшедшими, но они упорно считают свой город живым существом, обладающим собственной душой, разумом и характером! Он живёт: грустит, радуется, празднует, отдыхает, работает, влюбляется, творит. У него, как у человека, меняются настроение и самочувствие. И как у человека, у Петербурга есть свой ангел-хранитель. Причём даже не один, а целых три, и с каждым связано множество легенд и суеверий.
Старейший из ангелов — золотой — украшает самое высокое архитектурное сооружение Петербурга: Петропавловский собор. Его поднятая к небу пустая рука, согласно одной легенде, ждёт трубу, которая возвестит конец света. Другая легенда гласит, что эта рука сжимает невидимый меч, отгоняющий от города нечистую силу. Второй хранитель — бронзовый — взирает на Петербург с высоты Александровской колонны (Александрийского столпа) на Дворцовой площади. Она была воздвигнута в честь победы Александра I над Наполеоном. Ангел на её вершине, лицу которого было намеренно придано сходство с чертами русского императора, соответственно, был окрещён часовым, ибо, как полагали современники, он делает своим крестом на караул.
Считается, что этот ангел — неподкупный страж, его забота — наказывать предателей и изменников, угрожающих городу. Ещё одна легенда утверждает, что он же ангел-миротворец, чья цель (кроме недопущения новых войн) состоит ещё и в том, чтобы помирить перессорившихся между собой братьев-христиан: крест в его руках католический…
Третий ангел стоит на куполе церкви Екатерины Великомученицы, что на Кадетской линии Васильевского острова. В прежние времена он был серебряным (деревянным, обитым свинцом), его хорошо видели с моря: он как бы приветствовал входящие в Неву корабли. Это хранитель морских путей Петербурга, благословлявший крестом суда на плавание. Впоследствии крест был таинственным образом утерян, как и первоначальный цвет скульптуры… Кто, зачем и каким образом перекрасил ангела в чёрный цвет, доподлинно неизвестно. Говорят, что это случилось весной 1941 года…
Предание гласит, что для полного мира, покоя и благоденствия Петербургу требуется только одно: заботиться о своих ангелах и содержать их в первозданном виде. Что ж, накануне 300-летия города два ангела — золотой и бронзовый — были отреставрированы. Чёрный ангел снят с купола и отправлен на реставрацию, а его точная копия с крестом в руках в 2017 году установлена над куполом. Будем верить, что ангелы Петербурга будут парить над городом ещё многие века, охраняя покой граждан и самой архитектурной жемчужины России.

"Советы Оракула" №9, 2020 г.