6 малоизвестных фактов о евреях в Ирландии

На модерации Отложенный

Одна из самых тщательно хранимых тайн Изумрудного острова - это яркая еврейская культура, которая процветает в Ирландии на протяжении сотен лет. Вот шесть малоизвестных фактов о еврейской Ирландии.

Средневековые посетители

Первыми посетителями-евреями Ирландии были средневековые купцы: «Пять евреев прибыли из-за морей с дарами к Таирдельбаху (королю Мюнстера), а затем были отправлены обратно за море», - говорится в Анналах Иннисфаллена, хронике ирландской истории, начатой в 12 веке монахами в ирландском аббатстве Иннисфаллен. Историки предполагают, что еврейские гости, скорее всего, прибыли из французской области Нормандии, где тогда процветала еврейская община.

В календаре документов 12 века, относящихся к Ирландии, упоминается еврейский врач по имени Джозеф, живший недалеко от Дублина в 1171 году, а к 1232 году, по-видимому, в Ирландии уже существовала хорошо организованная еврейская община. Король Генрих III в том же году выдал грант, назначив человека по имени Питер де Ривалл новым казначеем и канцлером ирландского казначейства, королевских портов и побережья, а также «хранителем Королевского иудаизма в Ирландии.»

Эта средневековая община просуществовала недолго. Когда евреи были изгнаны из Англии в 1240 году, вполне вероятно, что они также были изгнаны и из Ирландии. Два столетия спустя ирландская еврейская община была восстановлена, когда испанские и португальские евреи, спасаясь от приказов о высылке в этих странах, направились в Ирландию. Эти ранние сефарды поселились на живописном южном побережье Ирландии и быстро интегрировались в ирландское общество. Сефардский еврей Уильям Аньяс был даже избран мэром города Югхал в графстве Корк в 1555 году.

Еврейская помощь и ирландский картофельный голод

Великий картофельный голод - катастрофический неурожай в Ирландии, охвативший шесть лет между 1845 и 1851 годами, стал причиной смерти более миллиона человек в стране. Помощь Ирландии пришла от евреев со всего мира.

Британский еврейский политик барон Лайонел де Ротшильд был одним из первых, кто оказал помощь, создав британскую Ассоциацию помощи для сбора и распределения средств. Дублинская газета в 1850 году отметила, что Ротшильд и его семья «внесли во время ирландского голода 1847 года... сумму, намного превышающую совместные взносы (великих британских семей) Девонширцев, а также Херефордов, Лансдаунов, Фицуильямов и Гербертов.»

Раввины в Нью-Йорке тоже пришли на помощь Ирландии, собирая средства на экстренное продовольствие. Официальное признание той роли, которую нью-йоркские евреи сыграли в реакции на национальную катастрофу Ирландии, наконец пришло в 2010 году, когда тогдашний президент Ирландии Мэри Макализ посетила синагогу Шэрит Исраэль в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка, официально поблагодарив конгрегацию за ее щедрость 153 года назад.

Ирландский штетл

Еврейская община Ирландии начала расти в конце 1800-х годов. В 1871 году в Ирландии проживало 258 зарегистрированных евреев; к 1881 году эта цифра почти удвоилась. В конце 1800-х годов иммигранты начали прибывать в Ирландию из Восточной Европы, особенно из Литвы. К 1901 году в Ирландии проживал 3771 еврей, а к 1904 году - около 4800. Большинство этих иммигрантов жили в Дублине, что дало Ирландии первые в истории этнически разнообразные районы.

Пожалуй, самый известный ирландский еврей - вымышленный: Леопольд Блум, главный герой романа Джеймса Джойса Улисс, сын вымышленного еврейского иммигранта в Дублине. Образ Блума был списан с реального еврейского друга Джойса Ароне Этторе Шмитце. Каждый год 16 июня – день, когда начинаются приключения Леопольда Блума, отмечается как «Блумсдей» (День Блума) в Дублине, чей «Маленький Иерусалим», где Блум, возможно, жил, все еще существует.

Ирландская независимость и «Шинн Фейн Рабби»

У евреев есть долгая история помощи движениям, продвигающим ирландскую независимость. Король Англии Генрих II опасался, что предполагаемые поиски Изумрудного острова в 12 веке могут привести к созданию независимого королевства, и запретил экспедицию. Британский аристократ Ричард Стронгбоу все равно поехал, его финансировал «Йосе», «еврей из Глостера».

(В наказание Стронгбоу лишился своих владений, а его еврейский покровитель был оштрафован на 100 шиллингов - огромная сумма по тем временам.)

«Шинн Фейн Рабби» Ицхак Херцог

 

В наше время Роберт Бриско, сын еврейских беженцев из Литвы, который дважды занимал пост лорда-мэра Дублина, в 1956-7 и 1961-2 годах, начал свою политическую карьеру в качестве члена ИРА (ирландская республиканская армия), занимаясь контрабандой оружия боевикам во время войны Ирландии за независимость. (Во время Второй мировой войны он был известен как страстный сионист, поддерживавший подпольные вооруженные силы Израиля.) Среди других евреи, которые помогали республиканскому делу, были Майкл Нойк, адвокат, который защищал подозреваемых ИРА, и Эстелла Соломон, чья дублинская художественная студия стала центром деятельности ИРА.

 

Пожалуй, ни один еврейский деятель не был так тесно связан с ирландским национализмом, как раввин Ицхак Херцог, главный раввин Ирландии, а позже и первый главный раввин еврейского государства. Родившийся в Польше, Рабби Херцог в молодости переехал в Ирландию, чтобы занять раввинский пост. В Дублине он встретился с ирландским националистом, главой партии Шинн Фейн Эмоном де Валерой (позже - президент и премьер-министр Ирландии). Де Валера обратился к раввину за советом и посоветовал ему изучать гэльский язык. Рабби Херцог стал свободно говорить на историческом языке Ирландии, заработав прозвище «Шинн Фейн Рабби». Ирландские националисты-повстанцы назначили его главным раввином Ирландии в 1919 году, еще до того, как они добились независимости от Великобритании.

Растущий антисемитизм

Ирландские евреи сталкивались с антисемитизмом на протяжении многих лет. В начале 1900-х годов антиеврейские бойкоты и угрозы стали известны как «Лимерикский погром», а во время Второй мировой войны Ирландия сохраняла строгий нейтралитет, отказывая всем еврейским беженцам.

Однако в последние годы антисемитизм смешался с антисионизмом, создав ядовитую атмосферу для ирландских евреев. Посольство Израиля в Дублине недавно сообщило израильской газете, что ни одна израильская театральная труппа, танцевальная труппа, музыкант или кинорежиссер не приглашались в Ирландию в официальном качестве уже более десяти лет. Независимые бойкоты широко распространены: город Кинвара в графстве Голуэй объявил в 2014 году, что его жители объединились, чтобы пообещать не продавать и не использовать никаких израильских продуктов, отдельные магазины по всей Ирландии последовали примеру.

Опрос 2011 года показал, что 22,2% жителей Ирландии отказали бы в предоставлении ирландского гражданства израильтянам, а 11,5% ирландцев отказали бы в гражданстве всем евреям. «Существует реальная опасность того, что общественный имидж Израиля может привести к росту антисемитизма», - сказал отец Михеил Макгрейл, католический священник и автор исследования.

Увеличение еврейского населения

Несмотря на рост антиизраильских и антиеврейских настроений в Ирландии, число евреев в стране в последнее время растет. После сокращения до 1200 еврейских жителей в 2000 году (с максимума в 4500 человек за тридцать лет до того), община медленно растет и привлекает новых членов.

Ирландский бум высоких технологий 21 века сделал страну более привлекательным местом для проживания образованных евреев: сегодня 30% ирландской еврейской общины - это недавно прибывшие люди, в основном из Франции, Англии и Соединенных Штатов. В 2013 году только еврейская община Дублина насчитывала 1986 человек. «Они пришли по экономическим причинам. Это молодые, высокообразованные, высококвалифицированные люди, работающие в сфере технологий и в таких компаниях, как Facebook, Google и PayPal», - объясняет Морис Коэн, председатель Еврейского представительного Совета Ирландии.

<hr/>

Источник: aish.com