Ключ к историческому процессу-1

На модерации Отложенный

   

Общество, если даже оно напало на след естественного

закона своего развития, ... не может ни перескочить

через естественные формы развития, ни отменить

последние декретами. Но оно может сократить и

смягчить муки родов.

Карл Маркс

   

      Входим в исторический процесс.

      Мир, в который мы входим, кажется нам поначалу малоподвижным, почти незыблемым, как мощный дуб на поляне или звездное небо над головой. Но со временем мы узнаём, что деревья находятся в процессе непрерывного роста, а галактики разлетаются со скоростью тысяча километров в секунду. Наконец, мы узнаём, что всё вокруг нас соткано из процессов. История - процесс тоже.

      Человеческий род за долгий путь развития успел переместиться из первобытных пещер в совершенно другую реальность. В благоустроенные квартиры с горячей водой и телевизором. И прогресс стремительно движется дальше. За прошедший отрезок истории человечество овладело теплом не только от костра, но и от атомных электростанций. Научилось летать по небу, космосу, плавать под водой и добывать из-под земли полезные ископаемые. А впереди – «О сколько нам открытий чудных...».

   

      Иногда историю трудно разглядеть как процесс. Особенно там, где уклад жизни народа и его государственное устройство не менялись веками. Оттого такие общества, например, средневековый Китай, называют традиционными.

      Однако сейчас для землян наступает время ускоряющихся перемен. Уже в прошлом веке с карты планеты исчез целый десяток государств. В том числе гроза Европы Австро-Венгрия и занимавший шестую часть земной суши лидер тоталитаризма - Советский Союз. На их месте, как грибы, выросли дюжины новых.

      А впереди нас ждут новые грандиозные и порой болезненные изменения. Их суть - постепенное объединение существующих ныне двух сотен национальных государств в одно единое всепланетное. Слияние экономик разных стран в одну всемирную.

      «...История, пожалуй, самая жестокая из всех богинь, влекущая свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды мирного экономического развития. А мы, люди, к несчастью так глупы, что никак не можем найти в себе мужество осуществить действительный прогресс, если нас к этому не принудят страдания, которые представляются почти непомерными».

      Так в XIX веке Фридрих Энгельс оценивал отношение рода человеческого к процессу собственного развития. Карл Маркс и он первыми из землян разглядели, что вся наша история - процесс не стихийный, а идущий по определенному алгоритму. И, прежде всего, по открытым Гегелем универсальным законам диалектики, «специализирующимся» именно на процессах.

      Кроме того, Маркс и Энгельс выявили базовую платформу всей истории.

Все животные на планете, чтобы жить, должны есть, пить, продолжать свой род. Человек - не исключение. Но если животные добывают жизненные средства собирательством и охотой, то люди эти средства производят сами. Выпекают хлеб, шьют одежду, строят дома, заводы. Вот это производство и служит единственной основой их исторического процесса.

      Такой взгляд на историю называется историческим материализмом. Движущая сила в нем - не идеология и «вожди», а инстинкт улучшения качества жизни, ведущий к росту производительных сил. Однако, в подавляющем большинстве, люди пока еще не осознают ни причин общественных изменений, ни их истоков и истолковывают их в деформированном виде. Так же, как в свое время наши предки происхождение грома и молнии приписывали гневу богов.

      Классики остроумно подметили, что люди в силу своей исторической неразвитости, до поры до времени, обречены воспринимать отношения между собой в искаженном, даже перевернутом виде, точно так же, как до определенного момента младенцы видят окружающий их мир вверх тормашками. И тот взгляд на развитие человечества, где ведущая роль отводится именно государственным лидерам, героям и их идеям, именуется идеализмом.

      История и теория исторического процесса (ТИП) - две переплетающиеся и в то же время различные сферы знаний.

      История - беспрерывный поток событий, нескончаемая галерея личностей, всевозможные семилетние, тридцатилетние и столетние войны. И, конечно, Гималаи дат. В ней важны точность и конкретика.

      Теория исторического процесса, или аналитическая история, рассматривает развитие человечества, прежде всего, как единый процесс, разбитый на субпроцессы. Которые вместе строго опираются на естественный «протокол» - законы строения и изменения человеческого общества. И, как любая теория, обязательно оперирует абстракциями. Астрономия без труда вычисляет затмения и парады планет. ТИП позволяет видеть дальнейший ход истории и прогнозировать ее метаморфозы.

      Люди издревле собирали сведения об окружающей их природе. Но только Карл Линней, «разложив по ячейкам», упорядочил весь растительный и животный мир. А Дмитрий Менделеев классифицировал и систематизировал элементы, которые этот мир образуют. То же для истории сделали Маркс и Энгельс. Они указали на ее ключевые моменты и разглядели ступени ее развития. И тем самым заложили основы теории исторического процесса. К знакомству с которыми мы и приступаем.

   

      Материалы по теории исторического процесса с периодичностью раз в 7-10 дней размещаются на сайте «Марксизм. Форум. АИП», дублируются на поле «Нового рабочего».

Пчёлка, Бобер