Рублю конец? Банки уничтожают национальную валюту

На модерации Отложенный

Рублю конец? Банки уничтожают национальную валюту

В любой непонятной ситуации…

Центробанк России опубликовал статистику, согласно которой закупки иностранной валюты отечественными банками в первом полугодии 2020 года несколько выросли по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. А именно – в 18 раз. Причём тренд – ускоряющийся: во втором квартале траты были существенно больше, чем в первом. А некоторые аналитики ожидают роста и в третьем – несмотря на то, что закончились и период отпусков, и сроки выплаты дивидендов, традиционно подстёгивающие спрос на иностранную валюту.

Считается, что на смену этим факторам пришли геополитические риски, ибо наши лукавые союзники Белоруссия и Турция ввязались в непредсказуемые истории.

В общей сложности в доллары, евро, фунты обращено 9,5 трлн рублей – почти 10% прогнозируемого российского ВВП, эквивалент годовых налоговых перечислений в консолидированный бюджет России или трети всех депозитов физических лиц в стране.

В общую сумму включены как закупки валюты собственно банками для своих нужд, так и их работа по аналогичным запросам клиентов. "В любой непонятной ситуации избавляйся от рублей" – эта логика забита в нас тридцатилетним опытом, и хотя ставка на валюту не раз проигрывала, рубль по-прежнему не выглядит фаворитом в кризисные времена.

курс валютПериод отпусков и сроки выплаты дивидендов традиционно подстёгивают спрос на иностранную валюту. Фото: Сергей Киселёв/АГН "Москва"  

Аналитики Центробанка затрудняются объяснить назначение столь крупных закупок: "Такой объём мог быть приобретён, чтобы покрыть спрос клиентов на наличную валюту". Это косвенно подтверждается тем, что показатели вывоза иностранной валюты финансовыми организациями оказались рекордно низкими из-за ограничений трансграничных сделок. Но на поверку оказывается, что ситуация повторяет классический анекдот 1990-х: "– Нам кажется, что ваши дома, участки, заводы куплены на народные деньги. – Да вы что, смеётесь? Откуда у народа такие деньги?"

Купил валюту – опустил рубль

"Из одного только Сбербанка <клиенты> за время карантина вынесли около двух миллиардов долларов", – сообщает один из аналитиков. Это интересная цифра, на основе которой можно понять, сколько всего денег ушло клиентам, а сколько осталось у банков и связанных с ними организаций.

Доля Сбербанка на рынке депозитов – 44%, на рынке ипотеки – 56%, кредитных карт – 44% (вот, кстати, свежий материал об их опасности). Оценив положение зелёного гиганта на рынке продажи валюты населению даже в скромные 40%, мы увидим, что граждане скупили пять миллиардов долларов, то есть, по верхней обменной планке, потратили 375 миллиардов рублей. Это не значит, что всё остальное покупалось банками под себя, рынок многогранен, но большая часть купленной в первом полугодии валюты осела именно на банковских корреспондентских счетах.

СбербанкОтмечается, что из одного только Сбербанка клиенты за время карантина "вынесли" около двух миллиардов долларов.

Фото: Konstantin Kokoshkin/Globallookpress    

А поскольку валюте, как и элементарным частицам, присущ дуализм, то есть она одновременно является и средством оплаты, и собственно товаром, то рубль по простому рыночному закону спроса и предложения подешевел. Вместе со всей нашей экономикой. Понятно, что владельцы валюты (а это главным образом наши корпорации-экспортёры), напротив, получали за свои доллары и евро российские рубли, но именно продавцы занимали сильную позицию, именно они диктовали цены. Поэтому теперь импортные товары станут ещё дороже, а зависим мы от них всё ещё очень сильно.

Валютная система страны, все наши кошельки – это сообщающиеся сосуды. С каждой закупкой долларов за рубли все люди, имеющие сбережения в рублях, становятся чуть беднее, потому что покупательная способность рубля пусть незаметно, но снижается. То есть перед нами ярко выраженный конфликт интересов крупного бизнеса и простого народа. Спору нет, простой народ тоже не лыком шит и старается, так сказать, диверсифицировать активы, но с зарплатой в 15 тысяч рублей этих активов не то чтобы слишком много.

Такое безразличие к путающимся под ногами людям является родовым свойством почти всякого крупного бизнеса. Скажем, когда у вас под окнами начинают закрывающую солнце застройку, рыночная стоимость вашего жилья снижается, но ни о каких компенсациях никто даже не заикается. Так и тут: банки решают свои текущие проблемы, рубль снижается, импорт вместе с зарубежным отпуском дорожают, все принимают это как должное.

Как жить дальше?

Если мы продолжаем идти в русле экономики западного образца, нацеленной на постоянно растущее потребление (новый телефон каждый год, новая машина каждые три года, приобщение к модным увлечениям, посещение модных заведений), то такие банки нам нужны. Именно они стимулируют реализацию животного рвения получить желаемое здесь и сейчас – как котенок настырно требует клубок ниток, а собака на улице бросается к зловонному следу.

В этих условиях одна спекулятивная сделка (Джордж Сорос, против обыкновения, не даст соврать) может на годы подорвать экономическое здоровье целой нации, а организатором этой сделки будет восхищаться половина мира. Чёрные лебеди, идеальные штормы, хвостовые риски и эффект бабочки – это их мир, их реальность, в которую они втянули всё человечество.

Если мы хотим строить здоровую экономику, ставящую во главу угла полное обеспечение всех базовых потребностей граждан, то придётся признать, что нынешняя банковская система просто не позволит изменить экономику: финансисты обладают куда более мощным лобби во власти, чем мы с вами: мы сообщаем своё мнение раз в несколько лет на сентябрьских голосованиях, они – ежедневно с редкими перерывами на куршевельские каникулы.

Но выбор у страны невелик. Банковская система России сильна, самодостаточна и заточена исключительно на собственное процветание: интересы народа в принципе не учитываются и не могут учитываться. А значит, когда-нибудь алчность хозяев русских денег обрушит и государство – через долговой кризис населения, через манипуляции курсом рубля, через череду банкротств, которые не сможет покрыть страховая система.