Белорусска о том, как живут и работают учителя во Франции

На модерации Отложенный

Белоруска Ольга Ковальчук уже 20 лет преподает математику в государственной школе во Франции. В отличие от Беларуси там учителям строго-настрого запрещено разделять какую-либо идеологию и вообще говорить с детьми о политике. И это не единственная особенность французской школы в сравнении с белорусской.

Педагог рассказала нам, сколько зарабатывает и сложно ли ей работать учителем в европейской стране.    Источник фото: facebook.com/marseilleville/

«Стать учителем во Франции непросто» До переезда в Европу Ольга работала ассистентом на кафедре в Институте механизации сельского хозяйства. В 1993 году она уехала во Францию, чтобы защитить диссертацию, и осталась там.  Во Франции, чтобы стать учителем, не достаточно окончить вуз: нужно пройти конкурс, говорит героиня. —  Конкурс по математике состоит из двух частей: письменного и устного. В письменную часть входят два экзамена по алгебре и геометрии, каждый из них длится 5 часов. Если результат достаточно хороший, допускают к устному, который тоже проходит в 2 этапа. И если вы с успехом прошли все это, вас назначают стажером в школу.

По архитектуре есть старые и модернистские школы

Зарплата — 1500 евро на руки. Если не прошли, можно попробовать снова через год. После года стажировки на урок приходит инспектор, который определяет, готов ли стажер стать учителем. — Если все хорошо проходит, инспектор присваивает человеку статус учителя и госслужащего (даже если вы будете работать в частной школе). В противном случае стажировка продолжается. А при получении статуса госслужащего вам гарантирована работа. Уволить вас не могут, разве что вы выбросите ученика в окно.

Молодых учителей, как правило, отправляют не в Париж, а в парижский регион из-за нехватки кадров, говорит героиня. —  Для работы нужно французское гражданство и безупречное знание французского языка. Есть предметы, по которым учителей не хватает катастрофически, например, это французский язык, математика, физика.

Зарплата у учителей во Франции достойная, говорит белоруска.  — На сегодняшний день я получаю 2237 евро. Ставка — 18 часов в неделю. За классное руководство доплачивают в конце года примерно 1000 евро. Минимальная зарплата в Париже 1227 евро на руки, а в Парижском регионе больше. Для сравнения: моя дочь работает заместителем директора гостиницы (это ее первая работа) и получает 1800 евро на руки. Ее парень работает в области компьютерной логистики с зарплатой в 2500 евро.

Правда, отношение к учителю изменилось в последние годы, жалуется педагог. — Раньше к учителям здесь относились с огромным уважением. Сейчас уже не так. При этом все понимают, что учителем может стать не каждый. Нужны годы учебы и призвание. Есть люди, которые считают, что учитель самый большой лентяй на земле, ведь он вечно на каникулах.  А есть те, кто говорят, что ни за какие деньги бы не делали эту работу, зная нынешних детей и подростков.

«Обсуждать политику нельзя ни при каких условиях»

 

Услышав заявление белорусских властей о том, что в школах не должны работать те, кто не разделяет принципы государственной идеологии, Ольга была возмущена. Ее удивило подобное требование, поскольку во Франции учителям нельзя рассказывать ученикам о своих политических или религиозных взглядах. — Учителям во Франции вообще запрещено высказывать свои политические взгляды при учениках, обсуждать политику с ними. Это наказуемо: могут вызвать к директору или написать рапорт в министерство.

Даже религиозные символы (крестик, звезда Давида и пр.) нельзя носить в школе. Ни один государственный служащий не имеет на это право. А вот вне школы можно говорить все, что захотите.

Интересы учителей и родителей во Франции активно отстаивают профсоюзы. — В государственных школах довольно сильные профсоюзы. Они могут вступить в конфликт с администрацией и принять решение о забастовке. Существуют также профсоюзы для родителей. Например, в связи эпидемиологической ситуацией они высказывают свое несогласие против того, что маски должны покупать семьи, обсуждают вопросы, связанные с организацией экзаменов или условиями дистанционного обучения. «В частных школах могут учиться даже бедные»

Во Франции есть два вида школ: государственные и частные. В какую школу идти, выбирают родители. Государственные школы полностью бесплатные, а за частные нужно платить. Но суммы небольшие, потому что эти школы имеют дотации от государства. Например, за начальную школу придется отдать —  350 евро в год, а за среднюю — 650. Малообеспеченным семьям государство помогает оплатить обучение в частной школе. Платить также нужно за питание в столовой, за общежитие и школьный автобус. Школьные принадлежности тоже покупают родители. В старших классах многие ученики живут в общежитии при лицее, потому что лицеев в маленьких городах нет. — Те, кто живет дома, питаются в школе только в обед. А у тех, кто живет в общежитии, трехразовое питание. По ценам страны это выходит недорого, а блюда можно выбирать, например, из двух салатов или из двух вторых.

В какой школе учиться, большой разницы нет, считает Ольга. —  Я бы сказала, что эти школы ничем не отличаются: количество учеников в классах (около 30 человек) и программы обучения одинаковые. Но в частных школах может быть меньше «сложных» учеников, и они обычно заявляют, что у них лучше дисциплина, больше контроля и пр. На самом деле дисциплина зависит от класса. А это напрямую связано с регионом, где находится школа. В Парижском регионе и в северных кварталах Марселя обычно тяжело работать. Зато в «тяжелых регионах» классы меньше, и учителям доплачивают, чтобы привлечь сотрудников на работу, говорит педагог. Занятия в школе идут с 8 утра до 16.30 или 17.30 с перерывом на обед с 12 до 13.30. В среду уроки только до 12 часов, а суббота и воскресенье — выходные.

Каникулы 4 раза в году по 2 недели и 2 месяца летом. — Ученикам задают домашние задания, и знания школьников оценивают по 20-тибалльной системе. Кроме плохих оценок школьника можно наказать, например, оставив в школе в среду после обеда или дав задание сделать доклад. В крайних случаях ребенка могут даже исключить из школы на 3 дня или на неделю вплоть до полного исключения, но такие наказания применяются редко. 

Никаких субботников и ремонтов за счет родителей»

Также Ольга рассказывает, что никакой помощи от родителей школы не просят, а участие в школьных мероприятиях всегда только по желанию учеников. — Никаких сборов денег с родителей, субботников, уборки классов или школьной территории нет. Никто не помогает школе ни в чем и никогда. Спортивные мероприятия есть, но они только по желанию, а желающих, как правило, много. Но кто хочет, может лежать на диване. Наказаний за неучастие нет. Не любишь спорт — есть конкурсы поэзии, например. Если в школе есть спортивные секции по регби или футболу, дети состязаются с другими школами. Но школьников никто не заставляет принимать в этом участие, если они не хотят. Учителя не украшают классы, как белорусские коллеги, и не заменяют друг друга.  — В прошлом году я была два месяца на больничном. Меня никто не заменял, у детей просто не было уроков математики в это время. Других учителей не могут заставить выйти на «замену».

Еще одно отличие школы во Франции в том, что собрания проводятся со старостой класса, а не с родителями. —  Три раза в год проходят классные собрания, где присутствуют учителя и староста класса. Обсуждают класс в целом, а потом индивидуально каждого ученика. Староста доносит эти сведения до своих одноклассников. Собрания с родителями тоже есть, но только раз в год. Обычно родители индивидуально общаются с каждым учителем