Христианином человек становится только внутри Церкви

На модерации Отложенный

Жизненный успех зависит во многом не от того, что человек умеет хорошо, красиво и много говорить, а от того, насколько он умеет внимательно слушать. Несколько раз в Священном Писании Господь обращается к нам со словами: наблюдайте, как вы слушаете – или: слыша не слышат.

Способность слушать и слышать ключевая в результативности жизни – не только материальной, но в первую очередь духовной. Почему у святых отцов есть такой принцип: послушание превыше поста и молитвы? Послушание – «слышание» – умение слышать.

Ведь Бог нам в уши не кричит – Он намекает очень тонко, еле слышно. Если у человека ум забит, слух испорчен, то глас хлада тонка, тихое дуновение ветерка, в котором являет Свою волю Господь, он не воспримет.

Недавно приехали молодые люди с просьбой крестить ребеночка. Выбрали крестного, ради него приехали из Москвы. В разговоре выясняется (как многие говорят): «Мы в Бога верим, Крещеные, но не церковные». От Крещения до того, как человек станет христианином, огромное расстояние. Называться христианином и быть христианином – это вообще две разные истории. И христианином человек становится только внутри Церкви – если он не живет духовной церковной жизнью, он нехристь, даже если формально крещен: его со Христом ничто не связывает.

Вот зернышко – его же в землю вкладывают, и пока плод созреет, сколько нужно приложить усилий: и поливать, и пропалывать, и удобрять, и с паразитами бороться, защищать от холода и ветра.

Так же и Крещение. Господь вкладывает в нас дар Духа Святого, освобождает от сорняков, дает возможность расти, но об этом зерне нужно заботиться. Забота называется церковной жизнью: регулярность, постоянство – вовремя водичкой молитвы полить, благодатью Исповеди прополоть и так далее.

Возвращаемся к истории. Я говорю этим людям: «Хорошо. Давайте, раз обстоятельства, раз вы издалека приехали, вот задача: нужно прийти накануне, исповедоваться, восстановить связь с Церковью». Эта связь восстанавливается через покаяние, когда священник произносит слова: «Прими и соедини его со Святой Твоей Церковью во Христе Иисусе, Господе нашем».

В день Крещения я вспоминаю, что задача была поставлена, и прошу помощника созвониться, выяснить, как люди с этой задачей справились. Крестный один послушался, сделал. И ради него и веры Крещение состоялось.

Развитие своего внутреннего слуха, воспитание души в послушании, понимание, что Бог тебе не будет все время подзатыльники давать: «Иди, иди!». Он говорит через обстоятельства, наставников, родителей, мужа (если жене, в определенных условиях Бог говорит). Если ты услышишь, то можешь плод принести, а если нет, то так болотом можно и прожить. Дай Бог всем нам внимательного послушания.

 

***

Чтобы научиться видеть и слышать человека, необходимо тормозить свою оценку: мы очень быстро все схватываем, понимаем, выносим суд, оцениваем, но поскольку око у нас кривое (это всегда нужно иметь в виду – нет простоты, всегда бревно в глазах), глаза косо смотрят, мы только видим сучок в глазу другого – все сконцентрировано на недостатке.

А иногда надо сделать паузу – не спешить с оценкой, дослушать до конца.

Одна сотрудница оказалась в больнице – и делится своими небольшими заметками: ночью привезли женщину с ножевым ранением, в нетрезвом состоянии. Ее положили, она начала кричать, материться (хотя люди спят), что им тяжело, выяснять с кем-то отношения по телефону. Любые просьбы – об стену горохом. Пришла медсестра, забрала телефон, она на этом успокоилась. Наутро в разговоре выяснились подробности… Так легко оценить ситуацию – все, потерянный, пропащий человек, алкоголик, но у каждой беды всегда есть начало. У нее была дочка, которую ее мама вела из музыкальной школы, – обе попали под машину и погибли. Она, оставшись и без мамы, и без дочки, говорит: «Я не знаю, куда мне: или в психушку, или в алкогольную анестезию» (и для себя ее нашла – и втянулась). Конечно, можно сказать: «А вот праведный Иов не втянулся», но ты сначала проживи ситуацию праведного Иова, потом рассуждай – так легко оценивать. Всегда очень важно дослушать до конца, взять паузу.

Несколько дней назад у нас была удивительная поездка с сестричеством в Боголюбский женский монастырь (с. Сарсы) – было посвящение. Вечером, собравшись у костра, стали знакомиться с кандидатами (делающими первые шаги в направлении к сестричеству). Среди прочих женщин оказалась одна из сотрудниц, которая несет послушание медицинской сестры в Автобусе милосердия. На первый взгляд, простая женщина, которая не очень складно говорит, начала рассказывать про себя, как она пришла к Церкви.

Потом потихонечку стал раскрываться человек, его красота. Она за короткое время потеряла близких людей, потом потеряла работу, после душа позвала в Церковь – начался путь воцерковления. Такая простота и доверчивость Богу: «Мне сказали – я пошла; мне сказали „иди добровольцем“ – я пошла добровольцем; деньги закончились, написала объявление, сразу предложили работать; увидела вакансию – пришла сюда… Я, – говорит, – самый счастливый человек». Все слушали, затаив дыхание: за этой, казалось бы, простотой раскрывается такая сила, глубина, такая вера в Бога и человеческое счастье, радость...

У многих жизнь гораздо легче, чем у этой сестры, а мы это не ценим – в претензии, ропоте, возмущении: это не так, то не этак. Очень важно – дослушать до конца: первое впечатление, конечно, бывает по одежке, но, как правило, оно обманчиво. И не забываем про наше кривое око.

Помогай нам всем Господь!

 

Протоиерей Евгений Попиченко, программа "Благая часть", телеканал "Союз"