История одного приводнения
На модерации
Отложенный
21 августа 1963 года самолет Ту-124 компании "Аэрофлот" (других у нас тогда еще не было) совершал рейс Таллин (тогда он еще писался с одной "н") - Москва.
Спустя некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме "Пулково" в Ленинграде (тогда еще он назывался "Шоссейная"). Он последовал к месту назначения на малой высоте. В самой "Шоссейной" в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть "на брюхо" самолёт, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.
Лайнер на высоте 500 метров нарезал круги над Ленинградом, вырабатывая топливо, дабы уменьшить последствия жесткой посадки. Тем временем экипаж пробил дыру в брюхе самолета и с помощью шеста пытался вернуть стойку шасси в штатное положение. Летчики настолько увлеклись этим занятием, что не заметили, что топливо стало подходить к концу и заглох левый двигатель. Что интересно, приборы показывали, что немного горючего еще есть. Командир попытался дотянуть до аэродрома на одном двигателе, но как назло он тоже заглох, а самолет в это время находился прямо над центром Ленинграда. Единственным решением было сажать лайнер на Неву.
Командир решил снять с себя ответственность и передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Второй пилот Чеченев перед приводнением грамотно сориентировал самолёт и не допустил ни его заныривания в воду, ни удара хвостовой частью фюзеляжа по воде.
Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше моста Александра Невского (в то время еще строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста.
Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (что символично), находящейся на правом берегу Невы. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу. Для крепления буксировочного троса было разбито стекло в носовой части самолета.
Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: бортмеханик В. Смирнов, штурман В. Царёв, бортрадист И. Беремин,
командир воздушного корабля В. Мостовой и второй пилот В. Чеченев
Сначала комиссия по расследованию аварии возложила ответственность за нее на экипаж и решила наказать всех подряд, но потом переменила мнение на противоположное и предложила наградить кого попало. Экипаж был представлен к ордену Красной Звезды, но указ о награждении в высоких кругах подписан не был. В итоге командир экипажа В. Мостовой и штурман В. Царёв по распоряжению руководства "Аэрофлота" получили двухкомнатные квартиры. Капитана буксира Ю. В. Поршина наградили Почётной грамотой и часами.
Фильм "Чудо на Гудзоне Неве" решили не снимать, хотя среди пассажиров находился будущий патриарх Алексий II и это реальное чудо могли списать на его молитвы.
Виктор Яковлевич Мостовой, героически снявший с себя ответственность, впоследствии эмигрировал на историческую родину в Израиль, где сделал головокружительную карьеру, став рабочим на заводе. А второй пилот Василий Чеченев вскоре после удачной посадки наоборот, совершил дауншифтинг и стал простым советским командиром воздушного судна (КВС), а затем и летчиком-инструктором.
Ну, за аэронавтику!
А также за вовремя оказавшиеся в нужном месте реки и кукурузные поля.
Комментарии
Летчики - герои ! И еще надо было иметь смелость признаться, что ты не сможешь , а кто-то другой справится.На кону были жизни многих людей
Спасибо, Ириш!
;-}