Глиняные подпорки, на которых держался Израиль, рушатся

На модерации Отложенный Глиняные подпорки, на которых держался Израиль, рушатся

  

В Израиле возникли два странных явления. Во-первых, ни один политик не сказал очевидное: три последовательных избирательных кампании без четкого результата являются убедительным доказательством того, что  избирательная система больше не работает.

 

Другое странное явление состоит в том, что вот уже больше года два политических блока, придерживающихся весьма схожего мировоззрения, противостоят друг другу и ведут политическую войну на уничтожение.

Эти странные явления и возникший корона-кризис привели к многочисленным протестам против правительства и против «ситуации». Призыв «только не Нетаниягу» был преобразован в «Нетаниягу виноват в ситуации», и политические дебаты в Израиле продолжаются на личном уровне. Но если мы оставим в стороне личное измерение, у нас останется одно объяснение – структурная проблема, которой политики по каким-то причинам избегают заниматься.

Государство Израиль находится в вихре кризиса исторического масштаба, который, как и любой подобный кризис, проистекает из несоответствия между миром концепций и быстро меняющейся реальностью.

 

В 1948 году государство было создано временным распоряжением, на временной основе при импровизированных договоренностях об отношении между религией и государством, между различными органами власти и между гражданином и государством. С годами на правительственную систему просто ставились заплатки временных и поверхностных решений.

Однако по прошествии более чем 70 лет временные решения больше не работают, и политическая система как таковая больше не способна генерировать решения. Вместо этого она сосредоточена на клановой, секторальной и персональной политике. В результате во время последних избирательных кампаний на поверхность всплыли глубокие проблемы, и вместе с кризисом «короны» привели нас на грань гражданской войны.

Этот исторический кризис поставил лицом к лицу два лагеря, которые разделены отнюдь не только левыми и правыми идеями. На практике политическая карта Израиля представлена двумя лагерями, представляющими два социальных порядка. С одной стороны, последователи старого порядка (левоцентристы), которые проповедуют демократию, используя такие концепции, как свобода слова, верховенство закона и права меньшинств. Они утверждают, что израильская демократия вот-вот будет уничтожена.

На деле, для многих израильтян то, что будет уничтожено, является «инвалидной» демократией.

Для арабов верховенство закона — это то, что вытолкнуло их за его пределы, а для восточных евреев правовые институты, научные круги и средства массовой информации — это те, кто похоронил их судьбу на задворках общества.

 

С другой стороны, сторонники разрушения старого порядка (правые) проповедуют демократию, как «власть большинства», утверждая, что старая демократия действовала все эти годы против них, и теперь «воля народа» позволяет изменить правила игры. То есть сделать демократию еще более инвалидной, собственностью только 80 процентов граждан.

Кризис, связанный с «короной», последовавшие за ним правила чрезвычайного положения, разрушают на наших глазах глиняные подпорки, на которых держалось израильское государство. Каждая сторона окапывается все глубже в своей частичной концепции демократии, и ни одна не предлагает объединение и синхронизацию фрагментов концепции демократии в единую концептуальную основу, которую можно сформулировать только в конституции.

Мощные протесты — это историческая возможность изменить парадигму. Для этого необходимо покинуть окопы старых концепций и перейти от концентрации внимания на вине одного лидера к сосредоточению внимания на самой системе, которая не позволяет нам преодолеть этот кризис.

Это — плохая политическая система, позволяющая одному премьер-министру править столь долго, и даже с уголовными обвинениями; система, которая привела к тому, что группы давления сформировали политику общественного здравоохранения; система, которая создала ситуацию, при которой миллионы работников живут без социальных гарантий, и когда наступает серьезный кризис, они вынуждены вести войну за выживание; система, которая усилила поляризацию и поставила нас на грань гражданской войны.

 

Нам нужно начать обсуждение принципиальных вопросов — какой новый политический строй мы хотим? Какая избирательная система могла бы обеспечить представление наших гражданских интересов? Как можно достичь национального согласия в отношении правил политической игры?

Протесты доказали, что Израиль — здоровое общество, застрявшее в больном теле. Государственное устройство больно, и его нужно структурно изменить. На этот раз аспирин не поможет. Пора выдвинуть лозунг «меняем систему» и начать все с начала.