Налог на право быть евреем

На модерации Отложенный


Евреи, проживавшие на территории Российской империи в XIX веке, испытывали существенные ограничения. Многие занятия облагались особыми сборами, что вело к обеднению населения. Порой сборы доставляли не только материальные, но и моральные тяготы: так, появившийся налог на шитье традиционной одежды сменился налогом на ее ношение, а впоследствии ермолки и традиционные платья вообще оказалась под запретом.

 

Торговля — запрещена!

Еврейские торговцы столкнулись с существенными ограничениями своих прав после наступления 1812 года. Они больше не могли принимать участие в ярмарках внутренних губерний, а российским купцам было запрещено на них торговать еврейскими товарами. На землях Могилевской и Витебской губерний еврейские торговцы теперь не могли продавать свои товары, объезжая окрестные селения.

 

 

Налог на одежду

В 1804 году право на ношение гимназистами традиционной еврейской одежды было законодательно ограничено: теперь евреям полагалось носить польское или немецкое платье. Ограничение не распространялось на учащихся приходских и уездных училищ. Действовавший запрет на ношение еврейской одежды вне черты оседлости был отменен в 1818 году и вновь возобновлен в 1835 году. Положением о коробочном сборе 1839 года был установлен налог на шитье еврейской одежды — мужского и женского верхнего платья, стоимость которого превышала 10 рублей. Оглашение нововведения происходило публично и сопровождалось барабанным боем.

Такие законодательные меры вызвали негодование у членов еврейской общины. Участники особой действующей раввинской комиссии сообщили правительству, что евреи будут платить налог на ношение своей одежды, но добровольно от нее не откажутся. Новым Положением о коробочном сборе, принятым 19 декабря 1844 года, размер налога на ношение еврейской одежды был увеличен. Теперь он рассчитывался в зависимости от положения, которое занимал человек. Лица старше 60 лет были освобождены от уплаты налога.

 

 

Как варьировался размер налога

Величина сбора разнилась от губернии к губернии. В Вильно купцы первой гильдии платили 50 рублей ежегодно за право сохранить традиционный костюм. Ремесленники платили по 5 рублей, мещане — по 10. За ношение ермолки еврей должен был платить от 3 до 5 рублей серебром ежегодно, а в 1848 году этот налог был подтвержден особо изданным законом. В Одессе купцам первой гильдии полагалось платить 40 рублей в год, купцам второй гильдии — 20 рублей, тогда как купцы третьей гильдии облагались налогом в 4 рубля. Размер налога для мещан составлял 75 копеек. Размер налога в Подольской губернии в 1846 году для купцов первой гильдии составлял 250 рублей, второй гильдии – 150 рублей, третьей гильдии — 100 рублей, а мещане платили от 15 до 50 рублей.

Ермолки — только в синагогах!

С 1 января 1851 года ношение еврейской одежды было окончательно запрещено. Исключения составляли только люди преклонного возраста — им было разрешено по-прежнему носить традиционное платье при условии уплаты налога. С апреля 1851 года еврейкам запретили брить голову при вступлении в брак. Нарушение наказывалось штрафом в 5 рублей серебром. В 1852 году появилось дополнительное пояснение: запрещалось носить пейсы пейсиков, а ношение ермолок разрешалось лишь в молитвенных домах и синагогах.

 

 

Еврейская община противилась этим законодательным нововведениям. Женщины повязывали бритые головы косынками, мужчины для выхода на улиц, надевали длинные халаты, пряча под ними панталоны, башмаки и чулки. Полиция тщательно следила за соблюдением законов — увидев нарушения норм, блюстители порядка спешили исправить все на месте, отрезая полы длинного кафтана так же быстро, как и пейсы, срывая косынки и парики с бритых женских голов.

Положение о коробочном сборе

Помимо пункта о налоге на ношение традиционной одежды, в Положении о коробочном сборе присутствовали и другие нормы, влияющие на деятельность общин. Деньги, которые получали в результате сбора, в первую очередь направлялись на нужды школ, обустройство поселений и на благотворительность. Существовало два вида коробочного сбора: общий и вспомогательный.

Общий налог распространялся на потребляемое кошерное мясо, а частный — на доходные дома, торговые операции и деньги, полученные в качестве наследства. Для самых бедных слоев населения коробочный сбор был ощутимым и очень обременительным.

 

 

Местными налогами и податями облагались евреи, которые проживали в черте оседлости. Те, кто жил на частных землях, обязаны были нести повинность в пользу землевладельцев. Но многим семьям подобные выплаты оказались непомерной обузой. В этом случае кагал — орган самоуправления общиной — освобождал бедных евреев от уплаты податей. Богатые платили за бедных. Именно кагалы были ответственны за постоянное поступление денег в казну согласно положению 1804 года, они же направляли деньги на содержание молитвенных домов, проведение ремонтных дорожных работ, поддержание деятельности училищ и больниц.

Что облагалось коробочным сбором

Известны случаи, когда коробочный сбор взимался с сельскохозяйственных и продовольственных товаров: муки, водки, соли, табака, смолы или дров. Доход, получаемый шинкарями, извозчиками, ремесленниками или цирюльниками в некоторых случаях также облагался коробочным сбором. Иногда налог распространялся и на приданое невесты. В случае уклонения от уплаты налога, человека ожидал штраф. Евреи-купцы освобождались от подушной подати, но они должны были уплачивать деньги за тех, кто не мог выплатить размер коробочного сбора. И хотя в 1844 году кагалы были упразднены, но сборы с состоятельных купцов в счет бедных сохранились, и сборщиками податей выступали люди из еврейской общины.

 

 

Налог для просвещения

Еще одним налогом, введенным в 1844 году, стал свечной сбор. Он взимался с субботних и праздничных свечей, ламп, светильников вне зависимости от того, что именно в них горело. Раньше этот вид налога входил в состав коробочного сбора. Деньгами, которые были собраны таким образом, распоряжалось Министерство народного просвещения. В 1851 году была установлена сумма свечного сбора — 230 тысяч рублей, которые распределялись между еврейскими общинами. Община Одессы подала прошение для отмены свечного сбора и увеличения суммы коробочного сбора.

В Киеве с 1857 стал взиматься «Акцизный с кошерных предметов сбор». Частично он направлялся на городские нужды, а частично на нужды еврейской общины. Однако остатки сбора использовались для дел, которые не имели никакого отношения к общине — например, они могли идти на строительство гимназий или содержание полиции. С января 1863 года из денег, собранных «со свечей», выделялось по 24 тысячи рублей ежегодно на стипендии еврейской молодежи, которая обучалась в общих низших или средних заведениях Министерства народного просвещения. Сумма стипендии на одного учащегося составляла от 25 до 60 рублей серебром ежегодно.

 

 

В 1857 году была учреждена специальная Комиссия для составления предложений по замене свечного сбора общими коробочными, поступающими в казну Министерства народного просвещения. В 1858 году этот орган был объединен с Комиссией, созданной для пересмотра положения о коробочном сборе, и в нее входили чиновники Министерства внутренних дел. Существующее Положение шло вразрез с действовавшей податной системой и евреи пытались не платить подушный оклад, а недоимки компенсировались из сумм, которые были собраны коробочным сбором.

Отменить или оставить?

В 1863 году на смену подушной подати пришел налог на недвижимые имущества. Комиссия постановила, что необходимости в существовании коробочного и свечного сборов нет , и еврейское население должно платить налоги по общей податной системе. Так как свечной сбор шел на создание и развитие училищ, а они не пользовались популярностью, было принято решение их закрыть. Но перед тем, как подписать такой приказ, училища осмотрели представители Министерства народного просвещения в 1864 году. В докладе одного из представителей было сказано, что казенные еврейские училища нельзя закрывать сиюминутно, потому что альтернативные варианты отсутствуют. Было принято решение о временном сохранении этого вида налога, который теперь взимался по месту жительства, а не по месту прописки, так как он относился не к сословным, а к вероисповедным налогам. После событий 1917 года коробочный сбор, как и многие другие законодательные нормы в отношении евреев, был отменен.

 


Алина Возная