Эксперт-криминалист вчера и сегодня

 


Историческая справка

 

История экспертизы уходит своими корнями в далекое прошлое. Из летописи известно, что ещё в Древнем Риме люди изучали детали почерка, чтобы проверить подлинность документов. Тогда, как правило, подделывали завещания, Папские грамоты и церковные документы.

В России же, «пробой пера» для экспертов стали медицинские исследования. По неофициальным данным, первый факт такого исследования приходится на 1535 год. В то время специалисты определяли степень тяжести телесных повреждений. Также, экспертная служба занималась определением пригодности мужчин к воинской службе. Долгое время исследования проводились случайными людьми, не имеющими определенные познания в области медицины.

В 1716 году Петр I подписал Артикул об обязательном проведении медицинской экспертизы при судебном освидетельствовании преступлений против физической неприкосновенности человека. Через полвека, Государственный совет своим указом установил порядок судебно-психиатрического освидетельствования лиц, совершивших убийство. Через семь лет издается Устав судебной медицины.

В рубеже XIX-XX веков, ученые начинают вплотную заниматься разработкой приемов и методов получения значимой информации и разработкой методов экспертиз. Открытую в 1889 году судебно-фотографическую лабораторию при Петербуржском областном суде принято считать первым экспертным учреждением в России. Уже в 1912 году Государственной Думой Российской империи был утвержден закон «Об учреждении кабинета научно-судебной экспертизы» в Санкт-Петербурге. Позже, подобные кабинеты были открыты в таких крупных городах как Москва, Киев и Одесса.

 

Экспертиза на Дону

 

Впервые криминалистические лаборатории появляются в 30-е годы, в юридических институтах, где проводили экспертизы для правоохранительных органов. В Ростове-на-Дону у истоков экспертно-криминалистической службы стояли выпускники Ростовского государственного университета. Наш город славился не только известными сыщиками, которые раскрывали самые запутанные дела, но и мастерами экспертизы.

В шестидесятые, профессия юриста была дефицитом. Поэтому представители правоохранительных органов чуть ли не в очередь выстраивались за выпускниками юрфаков.

Банальная истина: хорошим специалистом никогда не станет лентяй или неусидчивый человек. Специальность эксперта, помимо этого, предполагает наличие и других качеств. Для успешной работы в этой сфере, необходимо уметь мыслить, анализировать, быть внимательным и любознательным, методичным и эрудированным. Стать такими, молодым сотрудникам всегда помогали старшие товарищи по работе. Ветераны. Фанатики своего дела. Настоящие офицеры.

В конце 60-х, аналогом современного экспертно-криминалистического центра был научно-технический отдел областного УВД. В нем работали только криминалисты и связисты. Всего в областном Управлении трудились семь экспертов-криминалистов: химики и физики.

В городском Управлении тоже был похожий отдел. В нем служили четверо специалистов. Что же касается районных отделов, то штатное расписание и вовсе не предусматривало такой должности.

В Таганроге, Шахтах, Новочеркасске, Миллерово, Сальске и Зимовниках несли службу так называемые эксперты-одиночки. Таким образом, во всей Ростовской области было всего-то 25-30 человек.

 

Кто же он, эксперт?

 

Крупнейшая Интернет-энциклопедия дает определение, что эксперт (от лат. Expertus - опытный) - это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое следственными органами для проведения экспертизы.  

Это специалист широкого профиля. Уникальность эксперта в том, что он должен на зубок знать и статьи закона, определяющие его деятельность, и структуру каждой милицейской службы, будь то: уголовный розыск, ОБЭП или следствие.

- Эксперт-криминалист как минер. Если он дал ошибочное заключение – это все. Конец. Он дисквалифицировался и не может более допускаться к производству какого-либо вида экспертиз, - считает полковник милиции в отставке Владимир Пронченко. Владимир Сергеевич сорок лет отдал экспертно-криминалистической службе в донском Главке и дослужился в свое время до начальника областного отдела. Он рассказал автору этих строк о том, как учили экспертов в советские годы. Оказывается, чтобы молодые сотрудники не допускали ошибок, в отделе еще тогда организовали институт наставничества. Новичок с первого же дня закреплялся за опытным сотрудником и под его контролем производил все экспертизы. В таком режиме молодые офицеры работали от трех до пяти (!) лет.

- В экспертно-криминалистической службе без этого нельзя, - убежден Владимир Пронченко.

 

Огнестрельный дебют лейтенанта Пронченко

 

В 1971, Владимир Сергеевич уже два года работал в экспертном отделе Главка. Тогда он был самым молодым сотрудником. В том же году, впервые в Советском Союзе, было совершено дерзкое преступление с применением автомата Калашникова. Тогда преступники расстреляли двух работников ГАИ. Это чудовищное деяние вызвало громадный резонанс по всей стране. По иронии судьбы, на место происшествия послали неопытного, но подающего большие надежды лейтенанта Пронченко.

- Помню как сейчас, было два часа ночи. Теоретически-то я хорошо был подкован, но вот практических знаний, конечно не хватало. Я все делал, как положено, по инструкциям. Организовал охрану места происшествия, потом осмотрел «Жигули». В багажнике был труп. На дороге лежал младший лейтенант милиции. Я настолько серьезно подошел к заданию, что даже не пустил на место преступления начальника штаба СКВО, - вспоминает Владимир Пронченко.

Владимир Сергеевич снял следы пальцев рук с багажника автомобиля. Вручную проверили по картотеке ранее судимых – безрезультатно. Но через восемь дней в Ростов поступили отпечатки пальцев из Новосибирска. Там неизвестные мужчины украли у двух солдат пару автоматов и исчезли.

- Когда я сравнил «пальчики» с теми, которые были на капоте, оказалось, что они идентичны и принадлежат ранее судимым жителям Краснодарского края. Тогда мы через лупу рассматривали следы и сравнивали. Не то, что сейчас – раз-два и преступник как на блюдечке, - говорит Владимир Сергеевич. - Об этом я сразу же доложил руководству. Была создана специальная группа из опытных оперативников. Через две недели преступников задержали оперативники уголовного розыска.

 

Жизнь завтрашним днем

 

Современных экспертов можно назвать учеными в погонах. Конечно, это не значит, что они постоянно ходят в спецхалатах с чемоданчиками. Вовсе нет. Сотрудники экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Ростовской области также как и все ходят в патрули и наряды, привлекаются для усиления общественного порядка.

А на месте происшествия эксперт становится своего рода актером. Чтобы понять, как действовал преступник, и восстановить картину случившегося, ему нужно как бы вписаться в образ. Помимо этого, важно обнаружить следы, правильно их изъять, не разрушив структуру, чтобы потом идентифицировать. Часто бывает, что какой-то незначительный след может быть той единственной ниточкой, ведущей к раскрытию жестокого преступления.

- Когда появляется новое преступление, например, связанное с наркотиками, сразу же появляются новые виды экспертиз. Наркоманы постоянно умудряются придумывать что-то новое. С этим новым мы боремся ежедневно, - рассказал заместитель начальника отдела Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Ростовской области Вячеслав Горлов.

Эксперты работают не просто фиксируя, что есть на данный момент. Они работают на опережение.

В ГУ МВД России по Ростовской области есть дактилоскопическая лаборатория «Папилон». Она позволяет идентифицировать личность по отпечатку пальцев, даже если последний орудовал в перчатках. Практикуются также методики по объединению уголовных дел. Например, если преступник оставил отпечатки обуви на месте происшествия, то идентифицировать его личность, конечно нельзя. Зато можно найти его следы в других эпизодах и приложить к уголовному делу. И все благодаря профессиональной работе эксперта.

Стоит сказать и о новейшей системе «Портрет-Поиск». Сначала, в программу заносится фоторобот преступника. Затем, система уже сама ищет похожие лица. Компьютер учитывает каждую мелочь: родинки, прическу, шрамы, толщину бровей, форму носа, губ и т.д. В итоге, машина выдает на опознание заявителю подборку фотографий из имеющейся базы. В эту базу заносятся все те, кто когда-либо был доставлен в райотдел за совершение того или иного правонарушения. К примеру, только в Ростовской области база данных насчитывает более 300 тысяч (!) фотопортретов. Раньше, конечно, не было технической возможности создать что-то подобное. Поэтому процесс экспертизы затягивался.

- Важно запомнить внешность преступника, но еще важнее, своевременно рассказать об этом милиционеру во всех подробностях. Любые, на первый взгляд, незначительные мелочи, такие как окурок или следы обуви, могут помочь найти преступника, - напоминает Вячеслав Горлов.

 

Экспертные эксперименты

 

Чтобы понять разницу между экспертом «вчера» и экспертом «сегодня», проведем эксперимент, в котором на наглядных примерах увидим, как специалисты раскроют одно и то же преступление, работая в разные эпохи.

 

***

Поздней ночью в аптеку врывается мужчина в маске и перчатках. Угрожая пистолетом фармацевту, он забирает из кассы большую сумму денег и убегает.

 

«Вчера»

«Сегодня»

 Эксперт снимает следы пальцев рук с дверной ручки. В лаборатории изучает их под лупой. Безуспешно – узоры не читаются. Следов обуви нет. Зацепок нет. Преступник пока на свободе.

Эксперт с помощью современного спецраствора снимает следы пальцев рук с дверной ручки. Мед. Перчатки - не помеха. Система «Папилон» разгадывает узор и автоматически выдает идентичные отпечатки ранее судимого ростовчанина. Через 10 минут оперативники задерживают подозреваемого в съемной квартире.

 

***

Утром молодой человек срывает с дамского плеча сумочку и убегает. Женщина запомнила нападавшего и сразу побежала в райотдел писать заявление. Ведь в сумочке лежал ее паспорт и месячная зарплата.

 

«Вчера»

«Сегодня»

Женщина подробно описывает черты лица эксперту-художнику. Он рисует фоторобот подозреваемого. На это уходит примерно час. Портрет расклеят на людных улицах. Может кто-то узнает жулика и сообщит в милицию. На месте происшествия никаких улик нет.

Женщина описала внешность грабителя эксперту. Он задает данные в компьютерную систему. Через несколько минут удается точно воспроизвести лицо нападавшего. Система «Портрет-Поиск» моментально выдало имя и адрес грабителя – месяц назад он привлекался к административной ответственности и был занесен в базу. Пострадавшая, увидев его фотографию, воскликнула «Это он!». Преступление раскрыто за полчаса.

 


 

***

 

Еще один простой пример. На мужчину нападает разбойник с кастетом. Жулик ударил свою жертву по голове, забрал бумажник и скрылся.

 

«Вчера»

«Сегодня»

Пострадавший лежит на земле пока кто-то его не заметит (мобильных средств связи не было). Через 10 минут его подбирают патрулирующие милиционеры и отвозят в больницу. У мужчины сотрясение мозга, он ничего не помнит. Улик нет.

Пострадавшего фиксируют камеры видеонаблюдения «Безопасный город». На место немедленно выезжает следственно-оперативная группа. Пока раненого везут в клинику, эксперт берет мазок с раны. Эксперт выявляет следы пота нападавшего. Анализ ДНК показывает, что разбойник - -находящийся в розыске житель города Сочи. В ходе оперативных мероприятий его задерживают сотрудники уголовного розыска.

 

Конечно, сложнее всего раскрывать убийства. Взять на анализ образцы крови, снять возможные отпечатки пальцев с брошенного рядом окурка и самого орудия убийства могли и раньше. А вот если нет ни гильзы, ни пули, как найти душегубца? Современные эксперты-баллисты могут определить: откуда стреляли, когда стреляли и из какого оружия. Если, к примеру, огонь был произведен из редкого импортного пистолета или пулемета, найти владельца экзотического оружия не составит труда.

Такая она, профессия эксперта-криминалиста. Сложная, ответственная, и в то же время творческая и безгранично интересная. Про их службу можно рассказать еще много интересного, но увы, в детали работы, устройства лабораторного оборудования посвящены только сами сотрудники экспертно-криминалистического центра. И даже по дружбе, ученые в погонах не расскажут о том, что хранится в их чемоданчике, и как устроено то или иное оборудование. И все это ради одного - безопасности народа России.

 

Евгений Завгородний,

Пресс-служба ГУ МВД России по Ростовской области