21 августа — дата крушения последних надежд на торжество социализма

На модерации Отложенный

советские танки на улицах Праги, 21.8.1968.

 

На самом деле, все было понятно и известно заранее – еще до того, как в ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию вторглись армии стран Варшавского договора. Ведь еще в январе Чехословакия  попыталась отбиться от братских объятий социалистического лагеря.

Чехи предприняли шаги, которые иначе, как контрреволюционными, назвать было невозможно.

 

В Праге отменили цензуру над средствами печати. В Праге намеревались ввести многопартийную систему. В Праге хотели свободного обмена всеми возможными политическими мнениями.

В Праге играли джаз в каждом подвале. В Праге продавали иностранные издания из Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Берлина. Чешская молодежь буквально безумствовала: устраивала поэтические фестивали свободной литературы, а религиозная литература наводнила прилавки киосков и магазинов.

Мир смотрел на происходящее в этой стране с изумлением и надеждой. Неужели?

В Москве Политбюро ЦК КПСС наблюдало за пражскими событиями, названными «Пражской весной», с тревогой. Уже в феврале разрабатывались планы оккупации Чехословакии «братскими армиями» Варшавского пакта - с целью возвращения на путь истинный.

Главную роль в оккупационных войсках должны были сыграть, конечно, бойцы Советской армии.  В центральных советских газетах появлялись пространные статьи, в которых говорилось о происках западных спецслужб, агентах мирового сионизма и агитаторах религиозных сект, проповедовавших разнузданный секс всех со всеми, распространение дурных болезней и убийства тех, кто не подчинится диктату.

 

Об оккупации Чехословакии говорили повсюду. «Ждать нельзя, завтра в эту страну ворвутся части бундесвера, нужно остановить этот шабаш антисоветизма. За что боролись наши солдаты в 45-м?» - спрашивали энергичные лекторы общества «Знание» у населения. Большинство советских людей было настроено против «Пражской весны» и демократических реформ. 

 

В газетах повторялось имя Гольдштюкера, которого называли автором всего происходившего в Чехословакии. «У-уу, недобитый гад, понятно кто такой, подсадная утка сионистов», шумел народ.

Эдуард Гольдштюкер, чешский литературовед, исследователь творчества Франца Кафки, был послом Чехословакии в Израиле и активным сторонником демократических реформ в своей стране.

 

Генеральный секретарь ЦК Леонид Брежнев встречался с лидерами Чехословакии в попытке убедить их вернуться на пути созидания и истинного социализма. Таких встреч было несколько. Но чешские лидеры Александр Дубчек и Людвиг Свобода повторяли: мы не намерены покидать лоно социалистических стран, мы твердо стоим на пути социалистического развития, у нас нет никаких отшельнических планов.

Как сказал один из участников этих встреч, «с чехами было невозможно ни о чем конкретном договориться».

Результаты кремлевского разочарования не заставили себя ждать. В ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию вторглись иностранные войска.

В этой операции приняли участие все государства-участники Варшавского договора кроме Румынии. Лидер этой страны Николае Чаушеску отказался от участия в этой акции.

 

Ведущую роль во вторжении сыграла, Советская армия, снарядившая 500 тысяч воинов в поход.

Чехи почти не оказывали оккупантам сопротивления, за исключением отдельных случаев - но жители Праги продемонстрировали 18-19 летним советским солдатам, что они здесь не желанные «братушки»: мы вас не любим, мы вас не ждали, и не ждем. «Убирайтесь!» - скандировали жители Праги. А студент Карлова университета Ян Палах совершил акт самосожжения в знак протеста против оккупации.

Чехословацкие политические лидеры были арестованы. Не расстреляны, потому что время уже позволяло этого не делать, время было другое.

Чехословакия и народы, населявшие ее, перестали считать СССР родным государством – но, вероятно, все это мало заботило членов ЦК КПСС. Население СССР встретило вторжение в Чехословакию с пониманием. «Нельзя отпускать своих в лапы бундесвера», - говорили в очередях и заводских столовках.

 

25 августа 1968 года 8 советских людей вышли с плакатами «Руки прочь от Чехословакии» на Красную площадь. Через считанные минуты они были арестованы одетыми в штатское сотрудниками, плакаты порвали и растоптали.

Их имена: Костантин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов, Виктор Файнберг.

Протестующих поместили в психиатрические больницы и подвергли принудительному лечению. И хотя эти восемь человек спасли доброе имя и честь советских людей – но последние надежды на демократические перемены, которые еще жили в душах и сердцах советских, и не только, людей, исчезли.