Белоруссия: операция «Алексиевич»

На модерации Отложенный Белоруссия: операция «Алексиевич»

Несколько дней назад штаб Светланы Тихановской огласил ориентировочный состав так называемого Координационного совета по передаче власти

Белоруссия: операция «Алексиевич»

Сторонний наблюдатель обращал внимание прежде всего на имя писательницы Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии, в этом списке.

Она стала паровозом для остального состава координационного совета, где собрались Ольга Ковалькова, доверенное лицо Тихановской; Мария Колесникова, координатор штаба Виктора Бабарико; сопредседатель БХД Виталий Римашевский; глава правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий;

председатель движения «За Свободу» Юрий Губаревич; директор «Центра европейской трансформации» Андрей Егоров; кинорежиссер Юрий Хащеватский; кинорежиссер Андрей Курейчик; основатель Symbal.by Павел Белоус; юрист Максим Знак; художник Владимир Цеслер; культуролог Юлия Чернявская; член политсовета ОГП Александр Добровольский; музыкант Владимир Пугач (J-MORS) и другие.

Первое заседание координационного совета оппозиции прошло без «паровоза». Отсутствие Алексиевич объяснили карантинными ограничениями.

Какая роль уготована нобелевскому лауреату в белорусском майдане?

Интересен такой факт. Нобелевскую премию Светлану Алексиевич дали за несколько дней до президентских выборов в Белоруссии в 2015 году. Конечно же, в то время Запад не имел каких-то планов на сиюминутную цветную революцию в РБ.

Но если бы тогда вспыхнули какие-то стихийные протесты и удалось бы качнуть ситуацию, оппозиции был бы подкинут в помощь моральный авторитет, свежевыструганный нобелевский лауреат. А поскольку особых волнений тогда не происходило,

Алексиевич достаточно было в эту пятилетку просто торговать хорошим лицом, облагораживать «протестную ауру», оппонировать «кровавым режимам». Тем временем Запад работал над мягкой силой и теми структурами, которые будут серьезно задействованы в будущей цветной революции. И вот когда произойдет — ей послужит и слово Алексиевич

Светлана Алексиевич в давнем советском прошлом бежала впереди комсомола за комсомольскими премиями, чистила себя под Ф. Э. Дзержинским. Первой среди постсоветских русскоязычных писателей получила Нобелевскую премию.

Конечно, комсомольский задор остался далеко в прошлом. Но нюх на конъюнктуру, железная хватка и способность вовремя подсуетиться — никуда не исчезли, проверены временем. Эти способности как раз и ценятся сценаристами цветных революций при создании полезных ЛОМов.

 

А после того, как на Светлану Алексиевич свалилась Нобелевская премия, она уже выглядела не просто одним из лидеров общественного мнения, а целым локомотивом общественного мнения. На нее оглядываются представители творческой интеллигенции. Особенно те, которые привыкли держать нос по ветру. В этом мастер-классе «баба Света» для них — главный учитель.

Обратим внимание на то, что за сообщениями об отсутствии Алексиевич на первом заседании так называемого Координационного совета по передаче власти последовали вскоре и новости о возбуждением уголовного дела в отношении его участников по ст. 361 Уголовного Кодекса РБ «Захват власти».

Совпадение? Или всё же чуйка писательницы и способность держать нос по ветру? Хотя… Нобелевского лауреата из Светланы Алексиевич делали не для того, чтоб она включала свое умение не подставляться. А наоборот — чтоб она шла на обострение с властью. Западу интересен именно такой вариант, при котором нобелевского лауреата будут преследовать псы «кровавого режима», да еще и по статье «Захват власти».

Я попросил белорусского коллегу, сопредседателя Гражданской Инициативы «Союз» Сергея Луща поделиться мыслями о роли, отведенной нобелевскому лауреату в сегодняшних протестах.

Эксперт так прокомментировал ее деятельность:

«Светлана Алексиевич одна из первых откликнулась на призыв оппозиции к видным представителям белорусской общественности выступить с критикой власти в канун выборов. Общественно-политические убеждения писательницы довольно противоречивы.

Являясь первым с 1987 года русскоязычным писателем, получившим нобелевскую премию, Алексиевич публично поддержала оппозиционного кандидата в президенты С. Тихановскую, несмотря на формирующуюся вокруг Тихановской группу консервативных антироссийских националистов. Последовательно критикуя оппозицию за то, что в ней «нет политиков», а есть «культурологи, мечтатели и романтики», Алексиевич выступила в поддержку политически не грамотной и даже выпячивающей этот факт С. Тихановской.

Столь же беспринципными видятся убеждения Алексиевич и в отношении остальных субъектов постсоветского пространства. Так, к примеру, после крымских событий писательница выступила в немецкой прессе с осуждением российской политики в отношении Украины, которая, по мнению писательницы, «поднимается, идёт к освобождению…».

В то же время, в августе 2018 года Алексиевич пришлось отменить выступление в Одессе из-за угроз в ее адрес, которые последовали после заявления Алексиевич о причастности украинцев к Холокосту. Показательно также, что с начала вооружённого конфликта на востоке Украины С. Алексиевич этот регион не посещала и посещать не планирует».

Здесь я хочу прервать эксперта и подробней остановиться на интересном моменте — сорванном два года назад выступлении Алексиевич в Одессе.

Вполне возможно, что Западу необходимо было подчистить реноме «революции гидности», герои которой к 2018 году облажались по всем статьям. И с этой целью запустили Алексиевич в украинское культурное и информационное поле.

Она могла бы подсказать стратегически правильную и грамотную линию поведения идеологам и пропагандонам майдана: сбавьте обороты с героизацией всяких коллаборационистов, гитлеровских приспешников, уведите в тень и отстраните от должностей откровенных нацистов и ксенофобов вроде дипломата Марущака.

А то и в Европе возникают вопросы, и у Израиля немало претензий. Это была своего рода дорожная карта если не для порошенковской власти, то для тех, кто ее сменит. Но и в то время, и сейчас чуть ли не в каждом селе, райцентре Западной Украины были сооружены памятники, установлены мемориальные доски, открыты музеи, названы улицы и школы в честь коллаборационистов — карателей, участников Холокоста, Волынской резни.

Таким образом, Алексиевич со своими новыми тезисами для постмайданной Украины — не взлетела. Но зато появилось как бы яркое подтверждение для сегодняшних идеологических штампов белорусских протестов: поверьте, у нас иначе, чем на Украине, здесь нет ксенофобии, нацизма, русофобии. Понятно, что на первых порах всё это не выпячивается и отрицается любым майданом. «Вешать будем потом».

Сергей Лущ добавляет:

«Коллеги по цеху по-разному оценивают творчество мастера документальной прозы. Критики называют ее методы грубыми, направленными на «выжимание слез». Примечательно, что после выхода ее произведения «Цинковые мальчики», группа матерей воинов-интернационалистов подала на писательницу в суд за искажение образа солдат-афганцев.

Примечательно, что пока Алексиевич является единственным получившем мировое признание представителем белорусской творческой среды, выступившей в ходе нынешней избирательной кампании на стороне оппозиции. Беря во внимание спорное качество работ Алексиевич и в то же время их тенденциозность, нельзя исключать, что в свое время писательница удостоилась международной премии по политическим мотивам, с прицелом на перспективные задачи.

Однако в Беларуси творчество Алексиевич не пользуется популярностью, некоторую известность писательнице обеспечил собственно факт получения ею Нобелевской премии».2

Александр Александровский, специально для News Front