ИЗ ИСТОРИИ СИОНИЗМА
На модерации
Отложенный
Страницы истории
Корни Израиля в Украине
АЛЕКСАНДР НАЙМАН
Продолжая борьбу с «буржуазным национализмом», большевики устраивали показательные суды над «еврейской контрреволюцией». Такой суд проходил, в частности, в Киеве 26 августа 1922 года, которому предшествовала агитационная кампания в печати. На скамье подсудимых оказались 37 участников Третьей Всеукраинской конференции «Цеирей Цион», которая состоялась в Киеве в мае 1922-го. Им инкриминировали стремление «под маской демократии деморализовать еврейскую молодежь и бросить ее в объятия контрреволюционной буржуазии в интересах англо-французского капитализма». Двенадцать обвиняемых получили по 2 года строгого режима, остальные – условные сроки.
С 18 по 22 сентября 1922 года на территории Украины прошли массовые аресты сионистов. Всего было задержано больше тысячи человек – 150 в Одессе, 50 в Киеве, 50 в Бердичеве, а также местные активисты в Черкассах, Умани, Шполе, Богуславе, Звенигородке, Полтаве, Кременчуге, Ромнах, Прилуках, Миргороде, Житомире, Проскурове, Браилове, Харькове, Екатеринославе, Керчи и в других городах.
В октябре 1922-го в городе Березовка Одесской губернии арестовали 30 членов Еврейской всероссийской организации сионистской молодежи (ЕВОСМ). В следующем году аресты продолжились. В частности, в селе Костантиновка Артемовского округа были задержаны 15 членов ЕВОСМ, почти сотню членов Сионистской трудовой партии (СТП), «Цеирей Цион» и ЕВОСМ арестовали в Одессе. В 1924 году в Киеве запретили деятельность ивритской гимназии «Тарбут» и молодежной организации «Ха-Шомер ха-цаир», но организация перешла на нелегальную работу, которая длилась до 1928 года. В последующие годы репрессии продолжились.
Большевики в известной мере дифференцировали свою политику относительно разных еврейских партий, стремились к полной их ликвидации независимо от отношения к советской власти. Своих откровенных противников большевики сразу арестовывали и высылали, остальным позволяли некоторое время действовать. Это порождало определенные иллюзии, о которых свидетельствует и циркулярное письмо партии «Цеирей Цион», написанное в 1923 году: «Три года прошло со дня знаменитого харьковского съезда «Цеирей Цион», после которого произошел раскол некогда единого трудового сионизма. Третий Всероссийский съезд фракции в Киеве был блестящим доказательством жизненности и мощи нашего движения. Репрессии и арест съезда ударили сильно по партии. Но движение сильнее всяких репрессий».
Сионистов и других еврейских националистов судили преимущественно по ст.61 Уголовного кодекса УССР, принятого в 1922 году. Эта статья предусматривала ответственность за «участие в организации или содействие организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии». Европейские газеты в 1923 году писали: «В Киеве недавно арестованы члены сионистско-социалистической группы Хаим Фельдман, Мордух Белоцерковский, Абрам Гринберг, Бенцион Заславский…. Из числа арестованных высланы из страны Белоцерковский, Гринберг, Заславский, Витгерзон. Другие ожидают приговора».
В еврейской школе г.Песчанка учителя были сионистами и поэтому 190 учащихся школы изучали иврит, а не идиш. Сионистом был даже глава местечковой комиссии по культуре, но в конце 1922 года евсекции удалось изъять сионистов из системы образования.
Кадры для работы в сельском хозяйстве Палестины готовила сионистская международная организация «Гехалуц». В Украине она действовала нелегально, а в России еще некоторое время была легализована. «Гехалуц» объединял почти 6000 юношей и девушек. Главным образом это были безработные молодые люди и рабочая молодежь, которая отчаялась в возможности построения нормальной жизни в условиях послевоенного разрушения хозяйства. Молодые люди стремились искать счастья на земле, которая, как сказано в Торе, была полна «молока и меда».
Наиболее эффективно «Гехалуц» действовал на Одеcчине и Черниговщине. В Нежине его активисты пытались приобрести участок земли площадью 50-60 десятин для обработки ее своими силами. На Одеcчине активно действовали организации сионистской молодежи (ОСМ). Примером для многих была «Первая рабочая группа» в Бердичеве, созданная в 1920 году по инициативе «Цеирей Цион» и местного «Гехалуца», которая насчитывала около 140 человек. Они работали преимущественно на свекольных полях сахарного завода, а зимой члены группы выполняли столярные, слесарные, разные черновые работы на том же сахарном заводе. Через два года местная комсомольская организация, видя в деятельности группы сионистскую направленность, добилась ее роспуска.
Каждый желающий вступить в подобную организацию брал на себя обязательство впоследствии эмигрировать в Палестину. Среди сельскохозяйственных коллективов «Гехалуца» был и «Красный пахарь», который действовал вблизи г.Мена на Черниговщине. Группа «Халуцим» работала в совхозе под Николаевом. В еврейской сельскохозяйственной колонии в Новополтавке в 1921 году работали почти 100 человек. Помимо сельскохозяйственной работы, они изучали иврит и занимались сионистской деятельностью. Также действовали небольшие коммуны в Ялте, Белой Церкви, Тараще, Мурафе, Томашполе, Юзовке. «Агроджойнт» в свою очередь оказывал помощь еврейским хозяйствам Криворожья, где обрабатывались земли общей площадью 30600 га, и поддерживал колонистов поселка Ердабейтер («Земледелец») Днепропетровского округа (867 га).
В Мурафе, где в первой половине 1920-х годов проживали почти две тысячи евреев, было 23 члена «Гехалуца». Для небольшого городка это был высокий показатель позитивного отношения к сионизму, учитывая, что, например, на Винниччине тоже было 23 члена «Гехалуца», а на Житомирщине – всего семеро. Еврейские традиции в городке были достаточно стойкими.
Многие еврейские дети учились в хедере, а количество учащихся в открытой в начале 1920-х годов еврейской школе достигло 90 человек. В Мястковце, где в 1923 году в школе с преподаванием на идиш было 75 учеников, многие семьи приглашали домой меламедов, а также учили детей ивриту.
В октябре 1920 года в Харькове состоялась Вторая общая конференция «Гехалуца». В ней участвовали преимущественно представители местных организаций Украины и Центральной России. Конференция приняла план действий для «Гехалуца», как «беспартийной организации еврейских трудящихся, которые стремятся поселиться в Ерец-Исраель и жить там за счет собственного труда без эксплуатации человека человеком. Цель движения – создать трудовой центр еврейского народа соответственно национальным, политическим и социально-экономическим интересам трудящихся масс».
К 1922 году харьковский и одесский центры «Гехалуца», невзирая на определенные расхождения, сумели организовать сотрудничество, которое помогло сберечь организацию. В Одесской губернии действовали 17 организаций «Гехалуца», которые насчитывали 350-400 членов, на Винниччине – 18 организаций (около 200 членов), в Киевской губернии – 30 организаций (почти 500 членов), в Харьковской – 9 организаций с почти 100 участниками.
На пленуме ЦК «Гехалуца» в мае 1923 года было определено, что кризисные явления в движении обусловлены общим кризисом палестинизма, экономическими трудностями в СССР, а также репрессивными мерами ГПУ. После конференции «Гехалуца» в Харькове в сентябре 1923 года произошел формальный раскол организации, в результате которого возникла нелегальная «Национально-трудовая организация Гехалуц» и легальная «Гехалуц СССР».
В системе «Гехалуца» действовали многие хозяйства – большая артель «Мишмар» («Наблюдатель») в Джанкойском районе, две колонии на оросительных землях «Авода» («Труд») в Киеве и «Кадима» в Одессе, сельскохозяйственные группы в Махновце Киевской губернии и артель «Дерех Хадаша» («Новый путь») в Екатеринославской губернии. Активисты «Гехалуца» выращивали табак в Попoвцaх на Подолье, работали в мастерских Полтавы, Кременчуга, Нежина, в рыболовной артели «Хадаяг» («Рыболов») в Очакове. Нелегальные эмиграционные бюро, в частности в Одессе, обеспечивали отправку членов «Гехалуца» за границу.
В 1922 году евсекция и ГПУ взяли курс на ликвидацию «Гехалуца». После ареста делегатов январской конференции в Харькове их восемь дней допрашивали в ЧК, а затем освободили. В марте 1923 года почти 50 членов «Гехалуца» были арестованы в Одессе, в мае произошли аресты в Киеве, Харькове и Крыму. В сентябре арестовали почти всех халуцим в Белой Церкви и держали несколько месяцев в Киевском ГПУ. В ноябре снова начались аресты в Крыму. Членов организации ссылали в Сибирь и в другие отдаленные регионы России.
10 июля 1924 года аресты членов «Гехалуца» прошли в городах и местечках Подолья. Несколько десятков активистов из сотен арестованных провели несколько месяцев в винницкой тюрьме, затем были отправлены в Харьков, а оттуда – на три года в ссылку. 2 сентября сотни халуцин были арестованы по всей Украине и тоже отправлены в сибирскую ссылку. Многим вместо ссылки давали разрешение на выезд в Палестину при условии обязательной эмиграции. В октябре аресты продолжались в Харьковской и Полтавской губерниях, а в декабре начались аресты в Екатеринославе.
Вскоре в деятельности движения наступил спад. В документах «Гехалуца» от 1925 года говорится: «Повышенная активность еврейских масс, характерная для последних двух лет, чрезвычайно уменьшилась, всякая самодеятельность и активность отсутствуют. Тяжелое экономическое положение, массовая безработица (невзирая на радость евсекции, которая решает этот вопрос расширением фабзавуча, бронированием мест на фабриках и т.д. и не видит, что это капля в море) повлияли на еврейскую массу и молодежь угнетающе, толкнули ее к безверию, глубокой апатии и безразличию… Последние гонения свирепствующей евсекции, поставившей своей целью ликвидировать нашу организацию путем репрессий и арестов, породили у некоторой части наших товарищей смятение… Резолюции, принятые «единогласно на беспартийных еврейских конференциях» о ликвидации «Гехалуца», ссылка руководящего актива, тюрьмы, издевательство – все это направлено против национального движения… Самое важное задание наше заключается в сохранении нашего руководящего актива, в выдвижении новых способных к руководству товарищей».
Активисты «Гехалуца» видели причины таких негативных процессов не только во внешних факторах, но они также достаточно критически оценивали работу руководства своей организации. В частности, на расширенном пленуме ЦК «Гехалуца» в январе 1926 года отмечалось, что «…бюро ЦК не оказало необходимой помощи халуцим в Украине в их борьбе за легализацию организации в УССР». Последующие репрессии и травля «Гехалуца» в печати заставили многих его членов заявить о своем выходе из организации. С заявлениями о разрыве отношений с «Гехалуцем» выступали также хахшары, которые занимались трудовой подготовкой к алие халуцианской молодежи. Другие халуцианские хозяйства ликвидировались решениями местных органов власти. Ликвидация еврейских колхозов проводилась, в частности, путем принудительного слияния с украинскими хозяйствами. Так, в 1936 году, невзирая на возражения членов еврейских колхозов «Трудовая жизнь», «Общий труд» и «Озет» Ляховецкого, Теофипольского и Шепетовского районов, эти хозяйства были объединены с украинскими, после чего большая часть евреев оставила новосозданные колхозы…
Тему об украинских корнях Израиля можно продолжить, описывая деятельность таких сионистов как В.Жаботинский, Г.Мабович (Меир) и других. Но это тема уже другой статьи.
.
Комментарии