Родители передают детям не набор генов, а КУЛЬТУРУ САМОРАЗВИТИЯ

На модерации Отложенный

«Всё дело в родителях и переданных генах», - заявил мне в интернет-обсуждении собеседник, доказывая, что бегом занимаются лишь те, кто имеют от рождения «достаточно здоровья».

Конечно, если человек является инвалидом с рождения, если он парализован, то он просто физически не способен заниматься бегом. Но эти случаи являются скорее исключением, составляя лишь очень небольшой процент общества. Основная же масса людей имеют достаточно здоровья, чтобы бегать и вообще заниматься спортом, но почему-то большинство этим не занимаются. Либо у них на это нет времени, либо они не считают это необходимым, либо у них есть более важные занятия и увлечения.

Я пыталась убедить собеседника, что причина, по которой человек занимается спортом, заключается не в состоянии его здоровья, а в его приоритетах и убеждениях, в особенности культуры саморазвития, которая в данном случае направлена на физическое совершенствование, в первую очередь. Я не утверждаю, что это очень хорошо или наоборот плохо, я просто подчеркиваю эту особенность.

Вообще, статья, которую мы обсуждали, называлась «Наука о данных: о чем может говорить корреляция?» Речь в ней шла о том, что если обнаружена корреляция между двумя случайными величинами (в данном случае продолжительность занятий бегом и продолжительность жизни), это еще не означает причинно-следственную связь между ними. Чаще всего это указывает на то, что есть ОБЩАЯ ПРИЧИНА, с которой обе эти величины взаимосвязаны. Обнаружить её – означает понять взаимосвязь этих явлений.

И я предположила, что такой общей причиной является стремление к саморазвитию, которое побуждает человека вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, вовремя обследоваться и т.д. Именно поэтому такие люди в среднем живут дольше, а не потому что они бегают.

Человек может совершенствоваться не только через физическую культуру, но и любым другим способом: через развитие семейных отношений, воспитание детей, общение с природой и т.д. В идеале, конечно, всё это должно гармонично сочетаться.

Самое важное – это то, что человек осознанно занимается саморазвитием, осознанно живёт. И это дает ему стимул жить дольше и с пользой для общего развития всей системы. Это то, что гармонизирует жизнь и благотворно влияет на всё: на физическое состояние, на память и интеллект, на эмоциональное восприятие, на отношения с окружающими…

Слепо копируя только внешние детали поведения здоровых и успешных людей, но не понимая истинную причину, мы впадаем в заблуждения: «для здоровья полезно бегать», «полезно рожать», «полезно заниматься сексом», «круто быть спортсменом», «правильно быть мусульманином» и т.д. и т.п. Подражая другим, мы усиливаем случайные корреляции, наделяя их особым, сакральным смыслом, но это не всегда способствует росту нашей осознанности, зато всегда приводит к дисбалансу, разделению на плохое и хорошее, желательное и нежелательное.

Все эти отдельные признаки и данные, которые мы наблюдаем и выделяем во внешнем мире, пытаясь их измерить, классифицировать, выстроить в единую систему, найти между ними причинно-следственную связь, являются всего лишь следствиями единого процесса саморазвития, самоорганизации жизни. Поэтому первостепенное значение стоит уделять не отдельным признакам и действиям, а именно КУЛЬТУРЕ САМОРАЗВИТИЯ, которая лежит в основе любой жизнедеятельности, в основе самой эволюции.

Нет отдельного признака, гена, отвечающего за здоровье, который мы можем передать нашим детям.

И вообще, мы не состоим из множества отдельных генов или признаков, унаследованных от родителей, как это принято сейчас представлять. Мы передаем нашим детям не набор отдельных генов-признаков, а саму культуру саморазвития, сам способ самоорганизации материи, включающий в себя и способ мышления, и образ жизни, и мировоззрение, в том числе.

Они, дети, могут вносить в него свои коррективы, чем-то дополнять, совершенствуя «код» и образ жизни, но важно, чтобы они осознавали эту преемственность, связь времен и поколений, смысл эволюции жизни. Потому что если этого целостного понимания нет, любые попытки корректировать код в угоду своих предпочтений, ведут лишь к нарушению гармонии, к накоплению мутаций.

Наука о данных учит нас целостно воспринимать мир, обнаруживать взаимосвязь явлений, видеть не только отдельные факты и объекты, но и то, что их объединяет, то, что не является очевидным при внешнем наблюдении, но открывается сознанию при целостном, эволюционном подходе.

Раньше мы искали причинно-следственные связи между объектами: мяч покатился, потому что я пнул его ногой. Отсюда привычка искать «виновника событий» в каком-то конкретном материальном виде, в одном из множества явлений.

Но когда речь идет об очень больших и сложных системах, о глобальном понимании мира, этот способ не работает. Мы выстраиваем причинно-следственные цепочки, но рано или поздно круг замыкается: причина оказывается следствием, а следствие – причиной. Как в том исследовании, где выяснилось, что люди здоровы, потому что бегают, а бегают именно потому, что они здоровы.  Или мы обнаруживаем , что энергия берется из материи, а материя создается из энергии. И никакого понимания это нам не добавляет.

Если мы видим лишь отдельные данные и корреляции между ними, но не способны обнаруживать общую причину, то пытаемся управлять системой, уменьшая или увеличивая те или иные показатели.

Например, мы видим, что при тех или иных заболеваниях, определенным образом меняется микрофлора, состав крови и т.д. Если корреляция положительная, то мы стараемся уменьшить количество «вредных» микроорганизмов или изменить химический состав крови с помощью лекарств, а если корреляция отрицательная, то увеличиваем «недостающие» элементы или микроорганизмы. Мы боремся с симптомами, не понимая причины. А иногда это приводит к побочным эффектам, аллергическим реакциям, аутоиммунным заболеваниям.

Конечно, в экстренных случаях применение медикаментов бывает необходимо для спасения жизни, но ведь смысл не в том, чтобы научиться управлять организмом таким способом, а в том, чтобы прийти к такому здоровому и естественному образу жизни и саморазвития, при котором не будет необходимости в подобном вмешательстве.

Вообще, мне кажется логической ошибкой считать смерть следствием болезни, а продолжительность жизни – критерием здоровья. В таком случае здоровье должно означать абсолютное бессмертие. Готовы ли мы к бессмертию психологически? Способны ли вместить вечность сознанием? Наверное, это первое, с чего следует начинать – с сознания, научиться мыслить целостно, неразделенно.

Когда мы привыкаем мыслить и действовать эволюционно, жить по принципу саморазвития, мы перестаем искать причины во внешнем мире, в ком-то или в чем-то. Мы сами начинаем осознанно участвовать в развитии, совершенствовании жизни и сознания, в выстраивании взаимосвязей, информационной и физической оптимизации системы. Сама жизнь превращается в непрерывное творчество, в которой нет места такому понятию как смерть.