Вениамин Смехов о еврейском детстве, СССР, Высоцком, Таганке - к 80-летию артиста
На модерации
Отложенный
Вениамин Смехов. Фото: Борис Бухман
О «коммунальном» еврейском детстве, феномене Таганки и ее защитниках, стоицизме Любимова и славе Высоцкого, гастролях в Киеве и успехе «Мушкетеров» — в интервью с актером, режиссером и литератором Вениамином Смеховым.
— Ваше детство пришлось на годы борьбы с космополитизмом и «дело врачей». В семье как-то звучал еврейский вопрос или ничто не омрачало чувство принадлежности к новой исторической общности — советскому народу?
— Я нежно отношусь к детским годам, проведенным в коммуналке в центре Москвы — «на 38 комнаток всего одна уборная», как пел Высоцкий. И та — напротив двери нашей 16-метровой «квартиры».
Отец мой был профессором, математиком-экономистом, а мама — врачом-терапевтом, заведующей отделением. Раннее детство действительно совпало со второй волной сталинских репрессий — помню, как с нашего этажа внезапно исчезла семья Шнитманов, и мне сказали, что они уехали в командировку в Казахстан.
Еврейская тема звучала, но не доминировала, хотя вся большая семья собиралась у нас по еврейским праздникам, в детали которых меня не очень посвящали. Хотя, благодаря двоюродному брату Яше, я знал, например, почему должен вытаскивать из-под задницы дедушки мацу в вечер Песаха. Кроме того, родители иногда шептались на идише, не говоря уж о бабушке и дедушке, поэтому идиш для меня — некий узнаваемый музыкальный элемент в разговорной речи.
Это были годы еврейских страхов, иногда доходивших до меня за семейным столом в виде причитаний деда: «Я не веру, я не веру, Лазарь не позволит». Что и кому мог не позволить Каганович — такой же мерзавец, как и все они там наверху?!
Помню, в 1947-м, из Гомеля приехал другой дедушка — Моисей — похожий на Деда Мороза со своей белой бородой. Одно впечатление кинокадром проносится в моей памяти. Пятница, наши окна, выходящие на Вторую Мещанскую, по которой идет поток людей в тюбетейках в единственную тогда в Москве мечеть. В это же время дедушка в ермолке накладывает себе на голову и предплечье какие-то перевязки, поднося что-то к губам, а рядом домработница — тетя Настя, которая шепчет «Господи, помилуй», и собирается, как мне тогда казалось, в цирк — на самом деле, она шла в церковь…
|
|
В раннем детстве |
Вениамин Смехов в юности с сестрой Галиной и родителями |
— Потом было Щукинское училище, год в Куйбышевском театре и возвращение в Москву, где в 1964-м открылась любимовская Таганка. Феномен Таганки — в чем он? Это время появления целой плеяды выдающихся режиссеров — от Товстоногова до Ефремова, и множества великолепных актеров. И все-таки Таганка всегда стояла особняком. Почему вам позволяли больше, чем другим?
— Шут его знает. Эти игры властей остаются для нас загадкой, а вокруг всего загадочного всегда роятся слухи. Могу лишь сказать, что по понятиям Древней Греции Любимов был титаном, и я — свидетель его поистине титанической стойкости, когда издевались над ним и его спектаклями. Многие свои рассуждения он с горьким юмором сопровождал рефреном, мол, я-то в войну служил в ансамбле НКВД, так что их знаю. На самом деле он их не знал, поскольку в ансамбле служили Шостакович, Дунаевский и Юткевич, а не церберы от культуры.
Конечно, у Любимова была защита. Мы обсуждали когда-то с Булатом Окуджавой золотой век Таганки, и он заметил, что спектакли могли быть удачными или не очень, но театр всегда слыл клубом порядочных людей. И этот клуб защищали крайне важные для власти люди — физики-ядерщики, академическая элита, главные лица советской науки и спорта, поэтому просто так разделаться с Любимовым не получалось. Тем не менее, были запрещенные спектакли и были спектакли купированные — цензура работала безотказно, жестко и, чаще всего, глупо. Глупость эта весьма помогала, позволяя с помощью подтекста обходить запреты. Сейчас сложно представить, что творилось, например, когда Высоцкий пел в «Добром человеке из Сезуана»:
Власть исходит от народа,
Но куда она приходит
И откуда происходит,
До чего ж она доходит?
Что за митинг? Живо слазьте!
Кто-то спрашивает что-то,
Задает вопросы кто-то
Почему-то отчего-то.
Тут, конечно, дали власти
Очередь из пулемета,
И тогда свалился кто-то
Как-то сразу, отчего-то
Повалился наземь кто-то.
Власти ходят по дороге —
Кто лежит там на дороге?
Кто-то протянул тут ноги,
Труп какой-то на дороге...
Эй, да это ведь народ!..
Что касается руки в ЦК, то у Любимова ее не было, но… на самом верху были люди, благодаря которым страна увидела «Андрея Рублева» Тарковского, познакомилась со спектаклями Таганки, «Современника», Анатолия Эфроса.
Мы знали этих людей, я приятельствовал с выдающимся дипломатом, интеллектуалом Евгением Самотейкиным — референтом Брежнева, сидевшим на этаже генсека на Старой площади. Многие его коллеги удостоились гораздо большего внимания, стали членами ЦК, а Евгений Матвеевич так и остался референтом. Можно вспомнить помощника генерального секретаря Георгия Цуканова, который, насколько я знаю от Олега Табакова, помогал «Современнику», помощника по международным делам Андрея Александрова-Агентова и некоторых других. К слову, для «Современника» сам Любимов был очень дорогим человеком, поскольку выступил на каком-то худсовете в защиту спектакля «Голый король», и это запомнили.
На сцене Таганки, 1968
— Вы дружили с Владимиром Высоцким с 1964 года, написали о нем книгу. Его обожала публика, но любили ли коллеги — почти небожитель, обладатель собственного «Мерседеса», человек, объездивший полмира. У него было много недоброжелателей?
— Прямой ответ на ваш вопрос очень прост. «Нет, милости не чувствует народ: твори добро — не скажет он спасибо», — сказал Пушкин в «Борисе Годунове». И продолжил: «Живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых».
Мы знаем это по судьбам наших кумиров. Прижизненная слава Гете не снилась нашим поэтам, даже кажущаяся благосклонность властей к Вознесенскому и Евтушенко была чревата постоянной опасностью потерять всякую возможность быть напечатанным.
Другое дело, что творцы гражданской поэзии тоже умели манипулировать. Да, поэты-лирики не могли написать подобно Евтушенко «Братскую ГЭС», но в этой замечательной поэме антисталинизма больше, чем в любом стихотворении Беллы Ахмадуллиной. А как писал Роберт Рождественский о родине страха?
Мы учились бояться еще до рожденья.
Страх державный
выращивался, как растенье.
………Был он в наших мечтах и надеждах далеких.
В доме вместо тепла.
Вместо воздуха — в легких!
Он хозяином был.
Он жирел, сатанея...
Страшно то, что без страха
Мне гораздо страшнее.
Это грань нашей жизни, и жизни Высоцкого в том числе. Недоброжелателей своих он хорошо знал, но не помню, чтобы это отражалось на его самоощущении. Слишком ярок был главный парадокс его личности — самый запрещенный и самый знаменитый поэт. Не просто знаменитый, а любимый, и не просто любимый, а необходимый для здоровья общественного организма.
Несмотря на то, что я одно время был очень близок к Высоцкому, мы сидели в одной гримерной и разделяли общие пристрастия — так вот, несмотря на это, у меня и Валеры Золотухина была потребность называть его на вы. Что касается враждебности в театре — об этом много написано с некоторым преувеличением, но Володя действительно иногда сторонился общения с актерами. Вообще, в последние годы в театре на Таганке ему был дорог, во-первых, сценограф Давид Боровский, а во-вторых, — Любимов.
Надо было видеть, как прощались с Высоцким — сотни тысяч людей в олимпийской Москве шли густой рекой от Зарядья к театру на Таганке. Мы видели его поклонников на крышах домов вокруг Таганской площади…
— С Киевом тех лет связаны какие-то воспоминания?
— В первый раз в Киев меня позвал как раз Высоцкий — он хотел купить «Жигули», которые полагались бабушке — маме его отца — Семена Владимировича. Но в Киев мы тогда не выбрались, а через пару лет, после женитьбы на Марине Влади, Володя ездил уже на совсем других машинах.
Киев связан для меня с незабываемыми гастролями осенью 1971 года. Мы разбили слухи о грядущем провале, о том, что этот город глух к настоящему искусству, и единственной удачей в его эстрадной биографии был концерт Шаляпина в 1900-лохматом году.
Помню двойной заслон дружинников в день нашего спектакля и замечательный вечер дома у Виктора Некрасова — с Любимовым, Высоцким, Хмельницким и Дыховичным. Помню академиков Глушко и Патона, которые вытягивали к себе Володю — такие нелегальные концерты были тогда популярны. Помню, как мы с Высоцким, Хмельницким и Золотухиным выступили в одном из институтов Академии наук и на базе «Динамо-Киев» в Конча-Заспе, где познакомились с Лобановским и Володей Веремеевым — по словам Высоцкого, единственным интеллигентом среди великих футболистов. Один выезд был к сыну первого секретаря ЦК КПУ Шелеста — Виталию, он был тогда членкором, зам директора Института теоретической физики.
Киев для меня — это и знакомство с Юрием Тимошенко и Ефимом Березиным — неподражаемыми Тарапунькой и Штепселем, которых очень любил Любимов. Кстати, мы до сих пор дружим с Аней Березиной-Каневской — дочерью Ефима Березина и женой актера Леонида Каневского.
С Владимиром Высоцким на съемках фильма «Служили два товарища», Измаил, 1967
— Вениамин Борисович, правда ли, что Высоцкий привел вас в кино в 1968-м?
— Да, по его просьбе сценаристы Дунский и Фрид написали для меня роль барона Краузе в фильме «Служили два товарища». Получились два дуэта — Янковский и Быков играли красных товарищей, а мы с Высоцким — белых. Я не горел желанием сниматься, но… Володя показал два билета до Одессы.
Добрались до Измаила, приезжаем на съемочную площадку и слышим, как режиссер командует в громкоговоритель: «В честь прибытия знаменитых артистов Владимира Высоцкого и Вениамина Смехова — ура!». Отсняли материал, а через пару месяцев режиссер снова вызывает — усы барона Краузе выглядели как у затрапезного генацвале, пришлось от них избавиться. А когда в третий раз приходит телеграмма от директора картины, я совсем взъелся, но, делать нечего… Прилетаю в Одессу — никто не встречает, один Володя стоит, с ноги на ноги переминается. Оказывается, съемки закончились, просто Высоцкий решил сделать мне подарок — показать Одессу.
— Не обидно, что миллионам запомнились именно в роли Атоса?
— И здесь не обойтись без Высоцкого. Дело в том, что «Мушкетеры» и «Место встречи изменить нельзя» снимались в одно и то же время на Одесской киностудии — и две премьеры прошли почти одновременно. Так вот, Высоцкий сказал тогда: наш с тобой настоящий, большой успех — это Таганка. Что касается фильмов — это просто удача, которую нельзя сравнить с тем, что делал Шукшин или делает Тарковский.
Прошли годы — и все изменилось. О Таганке сегодня говорят — да, слышал, это там где Высоцкий играл? А еще Демидова, Смехов, Хмельницкий, Золотухин, и о 100-летии Любимова — что-то слышал, да.
Стало быть, Таганка ушла в раздел удач, а «Мушкетеры» выдвинулись в область успеха. Сегодня я общался с умнейшей, талантливейшей художницей и ученой — мы профессионально поговорили об искусстве, а потом она стыдливо признается: на всю жизнь — вы мой любимый Атос. И это просто атас. Или удача, выросшая в успех, и то — до определенного времени — для молодых людей «Мушкетеры» — уже не культовый фильм.
В роли Атоса
— Почему, на ваш взгляд, все продолжения мушкетеров были приняты весьма прохладно? Тот же режиссер, те же актеры… Нельзя вступить в одну реку дважды?
— Я не киновед, поэтому разносолы всех этих продолжений мне не очень интересны. Сниматься было приятно и в первом фильме, и в последующих, а что касается монтажа — в «Возвращении мушкетеров» он явно неудачен.
— Помните первые гастроли в Израиле?
— Шел 1990-й год, Таганка приехала на Международный фестиваль искусств в Иерусалиме — генеральный директор, актер и режиссер Одед Котлер открыл все двери для нашего театра. Вся труппа была в восторге от страны, антисемиты вообще не хотели уезжать, так им понравилось.
Помню, что Котлер упросил Любимова (кстати, гражданина Израиля) не привозить «Мастера и Маргариту» — это стало неприятным цензурным моментом, тем более, что в это же время другой театр ставил в Иерусалиме «Бориса Годунова» с крестами и соответствующей сценографией.
После спектакля Любимов представил меня Котлеру — еврея, сыгравшего Воланда. Одед тогда просил остаться в стране, предлагал выделить учителя иврита, сулил возможность ставить спектакли при помощи переводчика, а лет через пять, овладев языком, я, по его мнению, стал бы уже ивритоязычным актером и режиссером. Закончилось все тем, что я поставил «Дон Кихота» в театре «Хан» в Иерусалиме, и «Али Бабу» на иврите — для международного детского фестиваля в Хайфе.
С тех пор в Израиле бываю регулярно — привозил спектакль по Евтушенко «Нет лет», гастролировал с концертами, представлял с дочерью Аликой музыкально-поэтическую программу «12 месяцев танго», идущий на малой сцене Таганки спектакль «Флейта-позвоночник», и многие другие наши проекты, которые, надеюсь, доставили радость зрителям.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А я любить буду
Повезло - бывал на Таганке чаще других. Приходилось видеть и вблизи их.
Приятные и очень талантливые люди. Носы не задирали.
При этом Таганка не стала любимым театром.
Продолжал любить Ленком старую Захаровскую труппу 70-90-х и Вахтанговский театр - близкие по духу.