Три еврея при руле

На модерации Отложенный

 

Польские евреи, братья Аршеневские занимали ключевые в Российской империи посты: управляли Москвой и заведовали всей промышленностью государства.

 

Первое официальное упоминание о роде Аршеневских появилось в 1798 году в Общем Гербовнике Всероссийской империи. В последующих родословных книгах указывалось, что основатель рода Федор Аршеневский был шляхтичем в воеводстве Смоленском, «имел сына Николая, который по занятии Смоленска русскими войсками в 1654 году вступил в русскую военную службу и был подполковником». В действительности же Аршеневские в XVII веке не были приписаны ни к одной из польских дворянских фамилий – запись была сделана для того, чтобы облагородить род и, вероятно, скрыть его еврейское происхождение. В 1654 году Аршеневский поступил на русскую службу. Отвагой и смелостью быстро добившись признания и звания подполковника, он подготовил благодатную почву своим потомкам. В Петровскую эпоху это был уже почитаемый дворянский род, в том числе благодаря родственным связям с Петром Шафировым и братьями Веселовскими.

 

 

 

Несколько «смазана» родословная оказалась при Екатерине II, когда правнук Николая Федоровича – Исай Захарьевич, будучи губернатором Смоленской области, был обвинен в лихоимстве и приговорен к казни в феврале 1763 года. За «коррупционера» вступились в высших кругах, и приговор Сената изменили: «Аршеневского с товарищами от смертной казни и от караула освободить, а вместо того лишить их всех чинов и ни к каким делам не определять». В 1764-м резолюцией императрицы Аршеневскому были возвращены все отнятые чины. Хлопотал за него приближенный к Екатерине Великой родственник, нижегородский губернатор Яков Степанович Аршеневский – родной дед знаменитого государственного деятеля Дмитрия Татищева. Сохранились упоминания, что императрица часто советовалась с мудрым Яковом Степановичем о делах государственных. Вполне возможно, что в российской истории имя Аршеневских звучало бы куда чаще, если бы не преждевременная смерть Якова Степановича в 1771-м. Тем не менее он успел подготовить неплохой политический плацдарм для троих своих сыновей – Николая, Петра и Ильи, каждый из которых достоин упоминания.

 

 

Действительный тайный советник Дмитрий Татищев

 

Старший Николай начал службу в рядах Ярославского пехотного полка. Быстро поднимаясь по службе, он отважно проявил себя в военных кампаниях против турок и в 1778 году получил чин полковника, а в 1786-м – генерал-майора. Блестящая воинская служба, а также память Екатерины II о его отце способствовали назначению Николая Яковлевича на должность гражданского губернатора в Смоленск. Но воинский дух боевого генерала, видимо, мало сочетался с ролью управленца, и вскоре он был уволен с должности. Уже в 1797 году император Павел I пожаловал Николая Аршеневского в тайные советники и назначил его гражданским губернатором в Астрахань. Но опять-таки не сложилось – менее чем через год Николай был уволен со службы и решил полностью отойти от дел государственных. Вместе с женой он сосредоточился на обустройстве своей усадьбы в селе Покровском недалеко от Москвы. Усадьбу, первоначально именовавшуюся «Дачей Аршеневских», за белый цвет стен в народе прозвали «Белая Дача», это со временем дало одноименное название микрорайону в подмосковных Котельниках.

 

 

Усадьба "Белая дача"

 

В отличие от Николая Яковлевича, неплохим талантом управленца обладал его младший брат Илья. Пройдя, как и положено дворянину, путь воинской славы, в 1781-м он был произведён в полковники, затем в бригадиры армии, а после упразднения этого титула в 1797-м – в статские советники. В том же году он был определен в Мануфактур-коллегию, ответственную за развитие российской промышленности. На этой должности Аршеневский заведовал суконными фабриками князя Хованского, отвечая за вещевое обеспечение армии. В 1800 году Илья был назначен последним президентом Мануфактур-коллегии и произведен в тайные советники. Он заседал в Правительствующем Сенате – высшем государственном органе законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи. Через год по состоянию здоровья Илья Аршеневский подал прошение об увольнении. Тем не менее его все равно привлекали к решению разных государственных задач до последних дней жизни.

 

 

Император Александр I

 

Не менее успешен был и третий из братьев, Пётр Яковлевич Аршеневский. Он родился в 1748 году в Риге, где его отец занимал в то время должность губернатора, и как и все братья, получил великолепное домашнее образование. В 11 лет по устоявшейся традиции, увеличивавшей трудовой стаж перед государством, он был зачислен капралом артиллерии с предоставлением отпуска для завершения учебы.

Продолжая домашнее обучение, Петр был таким же образом зачислен и в штат генерал-аншефа князя Голицына – переводчиком. Непосредственно воинская служба началась у него лишь в 1764-м, когда в чине подпоручика он был зачислен в Ярославский пехотный полк, участвуя в его рядах в русско-турецкой войне с 1769 по 1771 год. Петру прочили блестящую военную карьеру, но внезапная смерть отца, с которым он был очень близок, привела к тяжелым внутренним переживаниям, на фоне которых им было подано прошение об отставке.

 

 

 

Уединившись в своем имении в Смоленской губернии, Петр занимался только вопросами его обустройства и вскоре сделал из него передовое хозяйство. К внутренней и внешней политике он проявлял в это время абсолютную апатию, нисколько не интересуясь государственной службой. Ситуацию решили исправить братья, с подачи которых он стал постоянным представителем Смоленского верхнего земского суда. Проявляя все большую заинтересованность в решении насущных для губернии вопросов, в 1778-м Петр был назначен уездным предводителем дворянства, а в 1789-м перешел на службу губернским прокурором во Владимир. Через два года с тем же званием он перевелся в Санкт-Петербург. Активная деятельность Петра Аршеневского на своем посту привлекла внимание императрицы Екатерины II, которая после первой же аудиенции издала приказ, повелевавший Аршеневскому впредь ходить к ней с докладами еженедельно.

Известно, что именно во время одного из этих визитов в 1782 году Петр Аршеневский передал императрице свой «Проект дворянских выборов». «Высочайше ею утвержденный» проект стал существенным вкладом Петра Аршеневского в зарождавшуюся при Екатерине систему формирования органов местного самоуправления. Аршеневскому тут же были поручены вопросы организации первых выборов московского губернского предводителя дворянства, состоявшихся в октябре 1782 года. После Екатерина II также поручила Петру Яковлевичу разъяснить выборное законодательство «разным присутственным местам, провинциальным прокурорам и стряпчим». Исполняя это поручение и вдоволь объездив империю, в феврале 1784 года Аршеневский решил выйти в отставку, вновь перебравшись в свое имение на последующие 12 лет.

 

 

Москва в 80-е годы XVIII века

 

В феврале 1797-го Аршеневский, произведенный в статские советники, был назначен вице-губернатором Москвы. Проявив себя прекрасным управленцем, за год он умудрился сэкономить несколько миллионов рублей городской казны без ущерба качеству и объемам поставок по казенным подрядам. Изложив свое видение экономического развития Москвы в рукописи, он представил ее императору Павлу І. А тот, прочитав, тут же собственноручно «возложил на него орден св. Анны 2-й степени». Через год, в 1798-м, с целью аналогичного подъема всех отраслей хозяйства Павел I назначил Аршеневского губернатором в Иркутск. Но смена климата негативно сказалась на здоровье управленца. Дороживший ценными кадрами император решил возвратить его в Москву – гражданским губернатором. Данную должность Аршеневский занимал с 1798 по 1803 год.

 

 

Император Павел I

 

В ряду градоначальников Москвы имя Петра Аршеневского не фигурирует по той причине, что генерал-губернатор и гражданский губернатор – это две разные должности. Несмотря на то, что их полномочия в законодательстве совпадали почти дословно, власть первого носила более личностный характер, и избирались они из числа генералов, находившихся на действительной службе. Гражданские же губернаторы были управленцами. За образцовое управление губернией в указанные годы Аршеневский был награждён орденом св. Анны 1-й степени и произведен в тайные советники.

Оценил его заслуги на этом посту и следующий император Александр I, вскоре после своего восшествия на престол удостоивший Аршеневского Высочайшего рескрипта со словами: «Ревностное ваше служение и способности всегда привлекали особенное Мое внимание. Свидетельство, дошедшее ко Мне о порядке, правом суде и спокойствии, доставленном вами жителям Московской губернии, делают вам честь и Мне удовольствие».

 

 

 

Видимо, удовольствие от такой развитой экономики получали все-таки не все. В 1804 году Аршеневский был отправлен в отставку. Основанием стал анонимный донос о его злоупотреблениях на посту. Следствие велось год и в конечном итоге не подтвердило ни один из указанных в доносе пунктов. Петру Яковлевичу было предложено вновь занять свою должность. Но к тому времени он уже был слишком доволен своей тихой жизнью в родовом имении в Смоленской губернии и от проявленного доверия отказался.