Святая Тереза, покровительница Европы — еврейка

На модерации Отложенный

9 августа 1942 года в Освенцим прибыл очередной транспорт из Нидерландов. Он доставил около тысячи голландских евреев, перешедших в католичество. Спустя несколько часов после прибытия их умертвили в газовой камере. Среди погибших в тот день была сестра Тереза – выдающийся философ и монахиня-кармелитка, впоследствии канонизированная католической церковью.

 

А родилась будущая Святая Тереза Бенедикта Креста под именем Эдит Штайн в еврейской религиозной семье из Бреслау (Вроцлав). Она была младшим, одиннадцатым ребенком.

От ортодоксального иудаизма – к эмпатии

В начале XIX века Бреслау стал одним из главных центров Хаскалы – еврейского Просвещения. В этом городе возникла одна из первых реформистских общин. В 40-е годы ее возглавил раввин Авраам Гейгер, считавший, что евреям следует отказаться от Талмуда и искоренить все черты национальной обособленности в своем религиозном учении. По его мнению, иудаизм должен был стать частью европейской культуры.

 

Родителей Эдит все эти новшества мало интересовали. Они воспитывали своих детей в ортодоксальном духе. Однако, когда Эдит было два года, ее отец умер, и несмотря на то, что мать была глубоко религиозной женщиной, в семью Штайн стали проникать новые веяния. Эдит много читала, в подростковом возрасте заинтересовалась реформистским течением в иудаизме, а затем и вовсе объявила себя атеисткой. Окончив гимназию, она поступила на философский факультет университета в Бреслау. Это было в 1911 году.

Учеба целиком захватила Эдит. Помимо философии она изучала литературу, историю и психологию. Эдит была блестящей студенткой, принимавшей активное участие в борьбе за реформу высшего образования в Германии. Она поддерживала борьбу суфражисток. Университетская жизнь была интересной и насыщенной, но два года спустя после начала учебы Эдит решила переехать в Геттинген. Там, в знаменитом Геттингенском университете преподавал Эдмунд Гуссерль, основатель феноменологии – популярного в то время философского течения. Эдит Штайн стала его преданной ученицей.

Учеба в Геттингене, в самом деле, оказалась необыкновенно интересной. Гуссерль высоко ценил способности Штайн, и под его руководством в 1916 году она защитила докторскую диссертацию по теме «О проблеме эмпатии».

Эмпатия была для нее не просто философской категорией. Вся жизнь Эдит была проникнута состраданием к ближнему. Она всегда старалась помочь родным и университетским однокашникам. Вскоре после начала Первой мировой войны Эдит прервала учебу и полгода посвятила работе в госпитале в австрийском городе Вайсенкирхен, куда поступали раненые из фронтовой полосы.

 

Крещеная еврейка в древнем центре еврейской мудрости

После защиты диссертации Штайн стала ассистенткой Гуссерля во Фрайбургском университете. В последующие годы она неоднократно пыталась добиться права на самостоятельное преподавание философии в Геттингене и в Бреслау, но наткнулась на решительный отказ. В соответствии с законодательством Германии того времени, женщины не имели права преподавать философию в университетах.

Летний отпуск 1921 года Штайн провела в курортном городке Бад-Бергцаберн вместе со своей подругой Хедвиг Конрад-Мартиус. Они познакомились во время учебы в Геттингене. Хедвиг, на четверть еврейка, была глубоко верующей христианкой. Она интересовалась мистицизмом и зачитывалась трудами святой Терезы Авильской – испанской монахини-кармелитки XVI века. Под влиянием долгих бесед с подругой и книг сестры Терезы Эдит решила креститься. Эдмунд Гуссерль, бывший для нее непререкаемым авторитетом, тоже был крещеным евреем. Это утвердило Штайн в принятом решении.

Мать Эдит была крайне огорчена и потрясена поступком дочери. Тесно привязанная к семье, Эдит тяжело переживала этот разрыв. Лишь несколько лет спустя мать смирилась с тем, что произошло, и приняла выбор дочери. После этого между ними вновь установились теплые, сердечные отношения.

 

Есть некоторая ирония судьбы в том, что после крещения Эдит Штайн поселилась в Шпейере – одном из наиболее древних еврейских центров Германии. Первая община возникла здесь еще в XI веке. Она была разгромлена в 1096 году, во время Первого Крестового похода, когда евреям предоставляли скудный выбор – креститься или умереть. Но вскоре после учиненного крестоносцами погрома общину удалось восстановить. В раннем Средневековье в Шпейере жили многие известные раввины и мудрецы, чьи труды расходились по всему еврейскому миру.

В этом городе Штайн прожила с 1923 по 1932 годы. Она преподавала в доминиканской школе, переводила на немецкий язык труды английских философов, занималась научной работой. В Шпейере вышел в свет ее труд «Феноменология Гуссерля и философия Св. Фомы Аквинского».  В 1932 году Штайн, наконец, позволили преподавать в Высшем научно-педагогическом институте в Мюнстере. Однако год спустя ее  уволили – придя к власти, нацисты запретили евреям занимать должности в государственных учреждениях.

«В духовном плане мы все – семиты»

Под влиянием всего происходившего в Германии Эдит Штайн решила уйти от мирской жизни и постричься в монахини. В октябре 1933 года она съездила в Бреслау – попрощаться с родными. Оттуда Эдит отправилась в Кельн, в кармелитский монастырь. При пострижении она приняла имя Тереза Бенедикта Креста. Вскоре к Эдит присоединилась ее сестра Роза, которая тоже решила принять католичество.

В монастыре они чувствовали себя в относительной безопасности. Незадолго до этого Ватикан и Берлин заключили конкордат, определивший статус римско-католической церкви в Германии. Учитывая ярко выраженный антиклерикальный настрой нацистов, Святой престол рассматривал это соглашение как способ защиты немецких католиков от репрессий. Однако этот расчет не оправдался. В последующие годы нацисты арестовали и отправили в концлагеря тысячи священников и католических общественных деятелей, закрыли множество организаций и журналов.

В 1937 году Папа римский Пий XI издал энциклику «С глубокой озабоченностью», в которой обвинил Германию в нарушении конкордата. В документе также содержалось осуждение расовой политики нацистов: «Если кто-то выделяет расу, этнос, государство или его специфическую форму над уровнем их обычной ценности и делает их объектом поклонения, он искажает и извращает мир, замышленный и сотворенный Богом».

Год спустя Папа римский открыто осудил убийства и погромы Хрустальной ночи. Незадолго до этого, во время встречи с паломниками из Бельгии, он заявил: «Христианин не может поддерживать антисемитизм. Это недопустимо. В духовном плане мы все – потомки Авраама, мы все – семиты».

Эта позиция Святого престола оказала немалое влияние на последователей католицизма. По оценке представителя Всемирного еврейского конгресса Герхарда Ригнера, в монастырях и в христианских семьях были спасены 200 000 – 300 000 еврейских детей. В других источниках называются еще более внушительные цифры.

Католические епископы Нидерландов осуждают нацизм

После Хрустальной ночи евреи в Германии не чувствовали себя защищенными и внутри монастырских стен. В декабре 1938 года Эдит и Розу Штайн было решено перевести из Кельна в кармелитский монастырь голландского города Эхт. Однако вскоре нацисты нашли их и там.

В мае 1940 года Германия оккупировала Нидерланды. В отличие от стран Восточной Европы, здесь евреев загоняли в смертельный угол постепенно. Сначала был запрещен кошерный забой скота. Затем евреев уволили с государственной службы, затем экспроприировали еврейскую собственность.  Евреев начали брать в заложники, высылать в трудовые лагеря и так далее. Но на тех, кто перешел в христианство, эти репрессии до поры до времени не распространялись.

В начале лета 1942 года нацисты приступили к депортации голландских евреев в лагеря смерти. В июле в церкви Нидерландов поступил текст послания, составленного лидерами протестантской и католической общин страны. В нем содержалось резкое осуждение нацизма и репрессий против евреев. О появлении этого документа стало известно оккупационным властям. Рейхскомиссар Нидерландов Артур Зейсс-Инкварт выступил с угрозой: если послание будет оглашено в церквах, все крещенные евреи будут депортированы на восток вместе с остальными. Это означало верную смерть.

Потянулись дни мучительных колебаний. В итоге руководители протестантской общины приняли решение не рисковать жизнями своих прихожан. Конференция католических епископов сочла, что молчание в данной ситуации подобно смерти. 20 июля 1942 года текст антинацистского послания был оглашен в католических храмах.

Святая покровительница Европы

Спустя 6 дней все евреи-католики Нидерландов, в том числе Эдит и Роза Штайн, были арестованы. Сначала их отправили в транзитный лагерь Вестерборк, расположенный недалеко от границы с Германией. Там уже находились сотни голландских евреев, ожидавших депортации на восток. Эдит Штайн пыталась помочь всем, кто находился рядом с ней, успокаивала перепуганных детей. Она вновь находилась среди своего народа, связь с которым ощущала и в стенах католического монастыря.

7 августа транспорт, в котором находились Эдит и Роза Штайн, отправился на восток. 9 августа он прибыл в Освенцим. На месте газовой камеры, в которой в тот же день были убиты депортированные из Нидерландов евреи, сейчас установлена табличка с цитатой из одного из сочинений Эдит Штайн: «Любовь будет нашей вечной жизнью, и мы должны приближаться к ней, насколько это возможно».

В 1987 году Папа римский Иоанн Павел II причислил Эдит Штайн к лику блаженных. В 1998 году она была канонизирована, а еще год спустя Святая Тереза Бенедикта Креста была объявлена одной из покровительниц Европы.

Борис Ентин, «Детали».
Паспортное фото Эдит Штайн, 1938 - 1939. Фото: Wikipedia public domain, cropped.˜