ОШИБКА МАРКСА

На модерации Отложенный

ОШИБКА МАРКСА

 

Стандартное мышление сталиниста просто, как граненый стакан:

«Многие у нас, очень хорошо относятся и любят Сталина, за его справедливость, любовь к простым людям, личный аскетизм, борьбу с коррупцией и воровством. И это, не смотря на то, что несомненно, были репрессии, масштаб которых, на мой взгляд, сильно преувеличен. Притом, коснулись они, в основном, руководителей, которые почувствовали себя новой элитой и сильно оторвались от народа».

Статья «Сталина на вас нет. Его мысли, актуальные и сейчас, как никогда». И подпись: «Православный сталкер», твою мать.

Раздави гадину! – говорил Ленин о религии.

 

1) Коррупции при Сталине было предостаточно, причем с ней НЕ боролись. Например, у Ягоды при обыске обнаружили горы наворованного дорогостоящего барахла, но обвинили его в работе на иностранные разведки. Неугоден же он стал исключительно потому, что мало репрессировал. Официальное обвинение – «связи с Троцким, Бухариным и Рыковым, организация троцкистско-фашистского заговора в НКВД, подготовка покушения на Сталина и Ежова, подготовка государственного переворота и интервенции». Уссаться.

 

Конечно, многие социалистические руководители были наказаны за коррупцию. Ходит миф, что Сталин понизил генерала, который хотел вернуть себе вывезенные им ценности из Германии, до полковника. Вот какая была борьба с коррупцией! Сталинские генералы, сотрудники НКВД открыто везли из Германии старинные фортепиано золото, шедевры живописи и пр. Везли они барахло не в государственную, а в свою собственность.

 

Коррумпированной была артистическая, писательская элита СССР, капризный Марк Бернес завозил барахло из Европы вагонами, Клавдия Шульженко занималась фарцовкой, коллекционировала драгоценности Людмила Русланова: автомобиль «Horch 951А», два «Mercedes-Benz», «Audi», 132 картины русских художников, 35 старинных ковров, гобелены, антикварные сервизы, меха, скульптуры из бронзы и мрамора, декоративные вазы, библиотека старинных немецких книг с золотым обрезом, 700 тысяч рублей наличными, 312 пар модельной обуви, 87 костюмов, 208 бриллиантов, кроме того, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия и др.

Но в концлагерь ее отправили не за коррупцию, а за то, что в распространяла клевету на советскую действительность. Ну, и еще по мелочи – занималась грабежом трофейного имущества. Т.е. то, что она приобрела не в Германии – к коррупции не относилось.

 

2) Репрессировали, в основном, не «оторвавшееся от народа» руководство, а крестьян-середняков, которых записывали в кулаки. Именно как кулаки они проходили и по реализации спущенного сверху плана расстрелять и сослать в концлагеря определенное количество поголовья в 1937-1938 гг.

В 1928 – 1933 гг. тысячи крестьянских восстаний были подавлены силой оружия, крестьяне – оторвались от народа?

 

Еще оторвались от народа ученые. Не только повинного в генетике Вавилова репрессировал Сталин, но еще свыше 40 тыс. ведущих ученых страны.

 

Вот что пишет Сталин в статье «Что такое Советская власть»: «Если возникает какая-то проблема, которая не противоречит законам физики, механики и химии, то она будет решена. Вот что такое Советская власть».

 

Во-первых, если проблема противоречит естественно-научным законам – она не может возникнуть. Во-вторых, механика – это раздел физики. В-третьих, вождь забыл упомянуть биологию. Если генетика противоречит власти – власть ее уничтожит. Вот что такое антисоветская власть.

 

Причем все приведенные примитивные изречения, достойные школьной демагогии, сталинисты подают как бездну мысли, как кладезь премудрости.

 

3) Разумеется, либералы сильно преувеличили число жертв репрессий, повторяя сначала Хрущева, который объявил о 20 млн, затем Авторханова - о 60 млн, наконец, сына Антонова-Овсеенко в книге «Портрет тирана» – 110 млн. Демографический подсчет показывает, что за годы правления Сталина, исключая период ВОВ, было уничтожено 5 млн человек, включая 2 млн убитых восставших крестьян и рабочих, а также умерших от голода, вызванного в том числе сталинской аграрной политикой, в 1932-1933 гг.

Чикатило убил всего 56 человек, в десятки тысяч раз меньше, чем сталинская клика. Но если бы Чикатило на самом деле убил всего 5 человек, 56 жертв - тоже было бы сильным преувеличением, но ведь от этого Чикатило не перестал бы быть уголовным преступником!

 

4) Никакого личного аскетизма у Сталина не было. Если Ленин питался кое-как, врачи пеняли ему, Сталин содержал команду поваров, обжирался от пуза. Ленин ждал, когда освободится автомобиль, Сталин ездил сразу на пяти машинах, с охраной. У Ленина было единственное место отдыха, Горки, вполне скромное, у Сталина было свыше десятка дач, плюс санатории, опять же с охраной, поварами, прислугой. Ленин не содержал гардероб, у Сталина был личный портной.

Ленин сделал выговор Антонову-Овсеенко за то, что повысил ему зарплату, Сталин повышал себе зарплату неоднократно. После Ленина не осталось ни копейки, после Сталина осталась приличная, в 30 тыс. р., сумма на сберкнижке.

 

Словом, представления сталинистов – это представления господской кухарки своем господине.

К «аскетизму» и прочим мифам еще добавляют, что все политические репрессированные – либо уголовники, либо, действительно, шпионы. Они всерьез верят, что люди, выступившие против конкретно одного Сталина, выступили против всей Советской власти. Напомню, что порывался отождествить себя с государством только Людовик XIV: «Государств – это я». Для холуев, холопов виноваты все, рабочие, крестьяне, инженеры, ученые, весь народ – но только не Сердюков… простите, не Сталин.

 

Действительно, многие холуи сегодня в России любят начальство. Обожествляют его, начальство у них как ангелы, безгрешно.

 

1. Радикальным отличием политики Сталина от либеральной политики они полагают отсутствие безработицы в СССР. Вот что писал по поводу безработицы Сталин:

«Мне трудно представить себе, какая может быть «личная свобода» у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где не безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе может быть настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода».

 

И еще: «Ведь ни один капиталист ни за что не согласится на полную ликвидацию безработицы, на уничтожение резервной армии безработных, назначение которой – обеспечивать дешевле оплачиваемые рабочие руки».

 

Конечно, обычный либеральный примитив гласит, что при демократии – свобода, хотя нормальному человеку ясно: чем больше денег, тем больше прав и свобод. Например, в СССР у рабочего или врача было больше денег – в пересчете на сегодняшний уровень, следовательно, было больше прав и свобод. В 2006-м я даже статью «Демократия – от слова демос, а не от слова деньги» в «Пермском обозревателе» написал, с подробными вычислениями.

 

Однако в Японии – капитализм, при этом до начала нового тысячелетия в Японии – система пожизненного найма. Там не было никакой безработицы, японские капиталисты согласились на полную ликвидацию безработных. Гитлеровская Германия – капиталистическая страна, однако Гитлер уничтожил безработицу полностью.

В США существовал вэлфер, то есть, безработному не то, что на хлеб, но и на колбасу всегда хватало.

 

2. Вместе с тем, Сталин не понимает, что эксплуатация человеком человека отнюдь не ограниченна денежной формой капитала. Так, люди искусства имеют возможность творчества исключительно за счет того, что их кормят, обувают, одевают, согревают, перевозят и т.д. те, кто вынужден путем тяжелого, черного труда добывать себе пропитание.

 

- Нужно было лучше учиться в школе, стараться, напрягать мозги, - возразит сталинист.

Нет сомнений, нормальный человек ненавидит быдло, ненавидит тунеядцев, ленивых, лодырей и т.д.

Нет никаких сомнений в том, что рабочие не то, что сегодня в России – но и в мире, и в СССР – малограмотны, пишут с ошибками, наук не ведают, в искусстве не разбираются.

 

Но речь идет о статистике.

Если бы даже все были трудолюбивы и упорны, вузы всей страны не смогут вместить всех.

Как бы ни был человек трудолюбив и упорен, ежегодно экономика страны требует столько-то миллионов дворников, машинисток, кухарок, слесарей, каменщиков, шахтеров и пр.

В обществе действуют законы, то есть, такие отношения, которые НЕ ЗАВИСЯТ от воли отдельного человека. Как бы ни старались миллионы людей, они обречены стать дворниками, слесарями, кухарками.

Как только человек стал рабочим, начинает действовать другой неумолимый закон: в процессе распредмечивания, т.е. обратного влияния процесса тяжелого труда и продукта труда, например, гайки, в голове рабочего образуется, грубо говоря, та же гайка. Если он эту гайку точит три года, то труд из человека делает обезьяну. Которой уже бесполезно стараться стать физиком.

Дальше в силу вступает третий закон: дети артистов, как правило, идут в артисты, дети врачей становятся врачами, дети чиновников – чиновниками, дети капиталистов – капиталистами, а дети рабочих – рабочими.

 

Но что же говорит по этому поводу Сталин?

 

«Ты хочешь сделать передовой свою страну в смысле поднятия ее государственности, - подними грамотность населения, поднимай культуру своей страны, остальное приложится». Как сам Сталин поднимал культуру – мы уже прочли выше, путем уничтожения ученых. Но какие нужны условия для поднятия грамотности? А вот какие: сокращение рабочего дня.

 

«Было бы неправильно думать, - говорит Сталин, - что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени для получения всестороннего образования». Чтобы получили для получения.

 

В 1932 г. установили рабочую неделю в 42 часа. В 1940-м – 48 часов. В 1956-м – снова 42 часа.

Сегодня, когда вместо трех смен в СССР заводы работают в одну смену, мысль Сталина сократить рабочий день до 5 часов, актуальна, как никогда!

 

3. Главное: «Пролетарии работают день и ночь, но тем не менее они остаются по-прежнему бедными. Капиталисты не работают, но тем не менее они богаты. И это происходит не потому, что пролетариям, будто бы, не хватает ума, а капиталисты гениальны, а потому, что капиталисты забирают плоды труда пролетариев, потому что капиталисты эксплуатируют пролетариев» - говорит Сталин.

 

Без всякого сомнения, каждый слышал этот либеральный примитив: «Рабочие ленивы, много пьют» и т.д. Как писал Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии», буржуазия всегда готова обвинить рабочих в лени, пьянстве, беспорядочных половых связях.

У Гиммлера – «работа делает свободным». В Израиле первый лозунг: «Если вы такие умные, что ж вы такие бедные».

 

Но, во-первых, у Сталина кухаркино представление о буржуа. Разумеется, есть рантье, разумеется, буржуа используют менеджеров и т.д.

Да, времена Форда или Нобеля, когда буржуа вникал во все мелочи производственного процесса, когда буржуа сам планировал производство – прошли, буржуа стали ближе к рантье.

Но попробуйте убрать класс буржуа из общества. И общество из своей среды его восстановит.

 

Давайте, повторим Сталина: пролетарии в СССР работают день и ночь, но остаются бедными – в сравнении с рабочими развитых стран, госчиновник – не работает, но обеспечен намного лучше рабочих. Советский госчиновник точно так же, как на Западе, забирает плоды труда рабочего, не сам же он его продает. И часть этого труда в СССР – точно так же, как на Западе – идет в карман буржуа, в переводе на язык СССР – на содержание управленческого аппарата.

 

Но ведь партийный госчиновник – он же организатор! – воскликнет сталинист.

Так ведь и на Западе буржуа – организатор производства. Он вкладывает капитал, инвестирует, определяет направления развития, вводит новые технологии и т.п., словом, делает абсолютно все то же самое, что и советский госчиновник.

 

4. Теперь спросим себя: разве рабочие в СССР не пили? Пили, еще как, и водку, и самогон, и суррогаты. Разве рабочие в СССР не были ленивы? Не в отдельных случаях, а массово? Разве рабочие в СССР не стремились поскорее закончить смену? Разве они не прогуливали? В начале 80-х в среднем советский работник прогуливал в год 29 смен (в США – 22). Статистический показатель - производительность труда, она в СССР составляла максимум, в 80-е, 75% от уровня США и 60-65% от уровня ФРГ или Японии.

 

В капиталистической Японии – обратная картина: работники обычно задерживаются после работы, отпуск у них до 1991 года составлял 12 дней, но они возвращались на работу через неделю. Вот трудолюбие!

 

5. Хуже всего, что тупой Сталин примитивно понимает марксизм, он берет его внешнюю сторону. Он не понимает источник лени рабочих. Потому что никогда нигде не работал, ни в шахте, ни у конвейера. Источник лени рабочих – тяжелый, монотонный, однообразный, отупляющий, обезличивающий труд (Маркс, «Экономическо-философские рукописи 1844 года»). Если рабочие не хотят перерабатыаать, значит, как выразился один самарский рабочий, ценят себя не дешевле денег.

 

***

 

Но и Маркс ошибался. В 3-м томе «Капитала» он пишет, что при коммунизме время на общественно необходимый труд будет исчезающе малым – вследствие высокой производительности труда. Остальное время человек будет предаваться искусствам, гармонично развиваться и т.п. Один волгоградский рабочий даже целую теорию вывел, что коммунизм наступит без революций, сам собой, по мере того, как автоматы, роботы, компьютеры будут заменять рабочих. То есть, он считает, что, когда вырастет класс грамотных рабочих, способных самостоятельно управлять производством с помощью компьютеров, буржуазия уйдет добровольно. Хотя еще Ленин отмечал, что буржуазия всегда готова для сохранения своего господствующего положения затормозить прогресс.

 

С одной стороны, очевидно, что машины не в состоянии заниматься умственным трудом, как говорил академик Лев Ландау, «совершенно очевидно – единственное, чего не может делать машина – так это думать». Думающие, чувствующие жестянки – это фантазии Айзека Азимова («Я, робот», 1950, «Сны роботов», 1939), Карела Чапека («R.U.R.», восстание машин, 1920), «Валерия Брюсова («Восстание машин», 1988), Станислава Лема («Кибериада», 1964-1979) или примитивные сюжеты Голливуда.

 

С другой стороны, физический труд, разумеется, в будущем преобразуется, ни уголь рубить, ни метлой мести, но никогда не исчезнет. По той простой причине, что, как говорили Маркс и Ленин, практика – выше теории, умственный труд не может обойтись без физического.

Яркий пример: физики-теоретики Ландау и Пайерлс доказали, что двумерные решетки не могут существовать – из-за неустойчивости структуры. Но физики-экспериментаторы руками создали графен, двумерную решетку.

Любой физик на призыв сократить его смену до исчезающе малой величины воспримет как оскорбление.

 

Маркс хотя и писал в «Критике Готской программы» о том, то социализм – это процесс ликвидации старого общественного разделения труда на умственный и физический, не соединил одно с другим: необходимо не уменьшение времени для общественно необходимого труда, а преобразование самого общественно необходимого труда, Свободное время при коммунизме при преобразовании труда становится общественно необходимым, а сам необходимый труд, который стал творческим, становится условием воспроизводства рабочей силы.

 

Не читайте сталинистов, не читайте Сталина, только поглупеете. Читайте Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина, Ильенкова.

 

Борис Ихлов, 12.8.2020