Плановая социалистическая экономика
На модерации
Отложенный
Так как при диктатуре пролетариата всем обеспечено право на труд (пусть даже человек и трижды криворукий), то человек должен трудиться, не обращая внимания на убытки, приносимые им. Ведь труд автоматически порождает стоимость, согласно Марксу.
А мерилом труда было (как завещал товарисч Маркс) — время, проведенное работником на работе. И не важно, что ты там делал, вязал носки, читал книгу художественную, переводил ценный материал в брак, или действительно что-то полезное делал.
Это была еще не сказка, это только присказка. А сказка — вот она. В середине 80-х (еще до конверсии) было такое обращение партии к передовым предприятиям ВПК — помогите нашему гражданскому машиностроительному комплексу, разного рода гражданским предприятиям, внедрить всякие там высокие технологии.
Так вот, в рамках этого дела за помощью к приборостроительному КБ обратился один из домостроительных комбинатов Ленинграда. Проблема у них была с составлением различных строительных смесей, требовалось автоматизировать процесс загрузки компонентов. Начальство КБ выделило один персональный комп, разработчики оттарировали на ДСК весы, написали программу, учитывающую все возможные варианты смесей, «пристегнули» комп к системе управления подачей компонентов — и вуаля!
Система прекрасно работала — но ровно до тех пор, пока рядом с ней находились ее создатели. Как только они уехали — систему отключили в первый же день. Причина была банальна — цемент приходил вагонами сразу с недовесом. Причем с хорошим таким недовесом. Но принимался как полные вагоны. Потому что если не будешь приписывать на приемке — тебе просто перестанут давать цемент.
Но ведь гадский комп не обманешь, он сыплет цемента по норме — соответственно недостача цемента сразу вылезет в количестве выпущенных панелей. Поэтому продолжили работать по старинке — песочку побольше, и концы в воду.
Вы, конечно же, думаете, что цемент воровали по пути. А вот и нет — это цементный завод стабильно грузил меньше. Писал отгрузку 60 тонн — а отгружал 45 тонн. Вот вам и 25% перевыполнения плана. При этом оплату цементный завод получал за 60 тонн.
Но и цементников можно понять — им точно так же с недовесом отгружали исходное сырьё. А по бумагам — всё ОК. То есть они в принципе не могут сделать столько цемента, сколько должны, и вынуждены приписывать отгрузку, чтобы прикрыть недостачу сырья.
Вот таким образом система и работала — пять пишем, три в уме. На бумаге растут надои и привесы — а по факту в магазинах ни мяса, ни масла. Но деньги за продукцию, которая существует только на бумаге — платятся, и бегают по стране. Так и формировалась система теневых денежных потоков, откатов в обком, оттуда в Москву.
При такой системе наивные дурачки сколько угодно могли рассуждать про компьютеризацию Госплана и преимущества социализма в виде всеобъемлющего планирования — в реальности никакой системы им никто запустить не дал бы. Да, собственно, почему «бы» — и не дал в реальности, без всяких бы. Ишь чего, учета захотели — когда тут уважаемые люди на таких сладких потоках государственного бабла уселись. Нате вам, выкусите.
Такова натура человека. Если человек склонен хапать взятки, то ему не нужен никакой коммунизм, ему и так хорошо. Если человек склонен воровать — ему не нужен никакой Госплан, ему тоже и так хорошо.
Комментарии
Но механизмы управления экономикой открытые в социалистических странах, в частности планирование, никуда не исчезли, потому что их внедрение давно стоит на повестке дня. Уровень развития науки и производства достиг такого уровня, что стихийное, по сути дикое, развитие человеческого общества постепенно начинает заменяться развитием по научно разработанным планам. И это научное управление и планирование все больше внедряется даже в рамках капиталистического строя. Внедрение плановой и регулируемой государством экономики пробивает себе дорогу естественным отбором, успешности государств внедривших эти механизмы, в частности ряд государств Юго-Восточной Азии. Именно этому фактору было посвящено объемное интервью экономиста С. Глазьева, показанное вчера по ТВ.
Социализм имеет принципиальное отличие от предыдущих формаций и, как первая, фаза коммунизма не может устранить всех противоречий оставшихся от предыдущего строя, а прежде всего, сознание людей. После реформ, а по сути предательства Хрущевцев, изменений в Программе партии, во главе страны встала партия переставшая быть рабочей, а стало быть коммунистической. А если не коммунистической, то стало быть мелкобуржуазной, третьего не дано. А главное желание мелкой буржуазии - стать крупной. Поэтому руководство страны став по сути коллективным, но не юридическим хозяином, стали вести страну назад, к капитализму, чтобы стать крупной буржуазией по закону, что они и оформили в конце 80-х, начале 90-х. Что, собственно, мы сегодня и наблюдаем.
А насчет "...
Это разве можно назвать социализмом,... так вот при Сталине ещё была какая то инициативность, была семейная логика (простейшая) в отношениях, а вот при Хрущёве, эту инициативность тормознули, частично его глупыми выходками и партийным фильтром (во власть) таких же партийцев, а при Брежневе её совсем направили не туда.
Так что о социализме судить по тому что было во времена Сталина, Хрущёва и Брежне...