Армагеддон. Так началась Первая мировая война

На модерации Отложенный

 

Эдуард Бурда.

17 июля 1914 года в 7 часов вечера Император Николай Александрович пописал Высочайший Указ о всеобщей мобилизации сухопутных и морских вооруженных сил России. Российская Империя вынуждена была вступить в разгоравшийся в Европе вооруженный конфликт стоивший ей впоследствии многочисленными жертвами колоссальным развалом экономики и крушением существовавшего строя.

Мобилизация Россией всех своих вооруженных силъ явилась следствием следующих исторических событий:

15-го июня 1914 года в Боснии, въ городе Сараево, были застрелены Австро-Венгерский эрцгерцог Фердинанд и его супруга. Убил их юноша — боснийский серб. Несмотря на то что этот серб был австрийским подданным, сараевское убийство послужило для Австро-Венгрии долгожданным поводом навсегда покончит с ненавистной ей Сербией.

11-го июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Несмотря на почти полное принятие сербами австрийского ультиматума (Сербия приняла все условия австрийского ультиматума, за исключением одного, рассчитанного на то, чтобы затронуть национальную честь, а именно подчинения сербских судебных властей австрийским – Э.Б.), 15-го июля 1914 года на улицах столицы Сербии города Белграда, стали рваться снаряды австрийских батарей. Напав на Сербию, Австро-Венгрия начала Первую Мировую войну.

Сербия, пережившая перед этим две Балканские войны, не могла выдержать удар, направленный против нее мобилизованными одиннадцатью австро-венгерскими корпусами, и все свои надежды возложила на Россию.

За несколько дней до вероломного нападения Австро-Венгрии по велению Государя Императора Всероссийского Русское Императорское правительство 12 июля официально заявило о том, что «Россия не намерена бездействовать, если Австро-Венгрия попытается силой навязать Сербии свою волю».

13 июля в ответ на австрийскую мобилизацию и ультиматум Сербии Государь Император Николай Александрович повелел ввести «предмобилизационное положение». Все воинские чины, находившиеся в отпусках, были востребованы в свои части, а войска из летних лагерей вернулись на места своего постоянного пребывания.

У Германии была возможность остановить начавшуюся австро-сербскую войну и не дать ей разгореться в общемировую бойню. Однако Германия давно искавшая повод для «предупредительной войны» уже с 11-го июля, т.е. со дня австро-венгерского ультиматума Сербии, начала скрытую переброску своих войск. При этом Император Вильгельм в телеграммах на имя Николая II заверял последнего в своих миролюбивых намерениях, а германскому послу в Вене давал наставления – «ни в коем случае не создавать у австрийцев впечатление, что Германия противится их решительным действиям».

На второй день после начала Австро-Венгрией войны против Сербии, 16-го июля 1914 года, Государю  Императору Николаю II было представлено на выбор и на подпись два Указа: об общей мобилизации или частичной мобилизации четырех Военных Округов, войска которых предназначались к действию против Австро-Венгрии.

Перед Императором был встал непростой выбор. Мобилизовавшись только против Австро-Венгрии, Россия рисковала бы впоследствии быть беззащитной против Германии, так как четыре Военных Округа мобилизовались бы только ценой расстройства трех северо-западных Военных Округов, ибо мобилизационное расписание Русской Императорской Армии не предусматривал частичной мобилизации отдельных Военных Округов.

Надежда Императора Николая II на благоразумие Вильгельма II была столь велика, что Государь подписал Указ о частичной мобилизации, назначив первым ее днем 17-е июля 1914 года.

Однако 17 июля, в первый день частичной мобилизации в экстренном издании немецкой газеты «Локаль-Анцейгер» было  напечатано о мобилизации германской армии.

Императору Николаю II ничего не оставалось, как отдать Начальнику Генерального Штаба распоряжение об общей мобилизации.

В 7 часов вечера 17 июля 1914 года последовал Высочайший Указ о всеобщей мобилизации сухопутных и морских вооруженных сил России. Первым днем этой общей мобилизации было назначено 18 июля.

Германия в ультимативной форме, потребовала в 24-х часовой срок от России отмены мобилизации. В случае игнорирования или непринятия этого ультиматума, Германия угрожала войной.

В ответ на этот ультиматум Император Николай Александрович предложил Вильгельму II передать Австро-Сербский «конфликт» на рассмотрение третейского суда в Гааге. Однако Германия не последовала столь мирному предложению, и 19 июля в 7 часов вечера объявила войну России.

Спокойно и с полным достоинством встретила Россия начавшуюся войну. В эти июльские дни 1914 года все слои Русского народа были единодушны.

20 июля в Зимнем дворце состоялся молебен и объявление Манифеста по случаю начавшейся войны. В этот день площадь перед Зимним дворцом была заполнена народом. После прочтения Манифеста Император Николай II с Императрицей Александрой Федоровной вышел на балкон. При появлении Царской семьи на балконе Дворца вся масса людей запрудившая Дворцовую площадь, стала на колени, и по всей площади разнеслись слова гимна «Боже, Царя Храни»!

Мировой вооруженный конфликт стал набирать обороты, объявления войны следовали одно за другим:

21 июля Германия объявила войну союзнице России Франции;

23 июля выполняя союзнический долг, Англия объявила войну Германии;

24 июля Австро-Венгрия объявила войну России.

Вынуждена была вступить в войну и Бельгия, в которую вторглись германские войска, тем самым нарушив ее нейтралитет.

В то время, когда внимание западноевропейских государств было приковано к театру военных действий в Европе, японское правительство предъявило ультиматум Германии, потребовав немедленного отвода из дальневосточных вод и Тихого океана всех германских вооруженных сил и передачи Японии «арендованной» Германией территории Цзяочжоу с портом и крепостью Циндао. Германия отклонила ультиматум. 11 августа 1914 года Япония объявила войну Германии. После непродолжительной осады Циндао пал, а затем Японией были захвачены Маршальские, Каролинские и Марианские острова в Океании, принадлежавшие Германии. Так начавшаяся война в Европе, перекинувшись на Ближний и Дальний Восток, превратилась в мировую войну.

Находившаяся в «фарватере» германской политики Турция также заявила о нейтралитете, но уже 2 августа 1914 года турецкое правительство заключило секретное соглашение с Германией и приступило к всеобщей мобилизации, фактически передав в распоряжение германского генерального штаба все вооруженные силы Турции. При этом наиболее ретивые пантюркисты стремились, опираясь на австро-германский союз, свести старые счеты с Россией, захватить Кавказ и Крым, мечтали объединить под главенством Турции все мусульманские народы, включая «долины Волги и Камы» с татарским населением. 16-17 октября 1914 года турецкий военный флот без объявления войны напал на черноморские порты России, в том числе и на Новороссийск. В ответ на это 20 октября 1914 года Россия объявила войну Турции. Образовался русско-турецкий Закавказский фронт, который отвлек значительные силы русских войск от борьбы с Германией и Австро-Венгрией.

Сразу же после начала войны поспешили заявить о своем нейтралитете Болгария, Греция, Испания, Португалия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, США, ряд государств Латинской Америки и Азии, а также союзники австро-германского блока – Италия и Румыния. Однако впоследствии изначально объявившие нейтралитет страны были вовлечены в разгоравшийся военный конфликт. Всего в военные действия оказалось тянуто 38 государств с населением почти 1 миллиард человек.

Фото: pixabay.com