Зачем стране величие? Не только для приличия...
На модерации
Отложенный
Что такое величие в переводе с пафосного языка на бытовой? Это иммунитет. Утратил его – и тебя начинают успешно заедать самые мелкие микробы и проблемы.
Отчего умер герой чеховского рассказа «Человек в футляре» Беликов? От страха жизни, овладевшего его мелкой душонкой. А вышел бы из своей моральной комы, расправил плечи, женился на Вареньке, наплодил с ней детей – и они, выйдя в мать, набили б морды всем окрестным деткам… Так и мы нынче – сжались, съежились, отрекшись от своей советской гранд-мамы. Да, у нее было огрехов много. Но был и огромный плюс – это величие, пусть даже подчас дутое. Но мы-то вовсе сдулись – вот и жалкий результат…
Сама идея нашей нынешней жизни – за счет продажи своего сырья – мне кажется ужасной. Да, психология собаки на сене – сам не ам и другим не дам – в каких-то случаях может казаться иррациональной. Но в каких-то – нет. Скажем, если в ваше отсутствие кто-то всего раз полюбит вашу жену – вас что, от этого убудет? Ей хуже станет? Да наоборот! Но это – табу. Вот то же – и Курилы, вроде нам не больно нужные. И лес в Китай. И алюминий в Штаты. Только – в виде нашей мебели. Или самолетов уровня советских Ил-86-96, а не позорных Суперджетов, гибнущих от удара молнии.
Но как все это залудить? Рецептов тьма, но все они невыполнимы без того самого величия, которое спасает от пороков, убивающих на корню всякое производственное дело.
Без некой величавости нельзя ни за какие деньги, в принципе построить ничего сложней выездного прилавка сырьевой торговли – доказал тот же убогий Суперджет, в который были вложены астрономические суммы. Я это ощутил еще юнцом на стройке КАМАЗа, где работал плотником-бетонщиком, и на московском «Салюте», где точил детали движков к истребителям Су. При всей партийно-догматичной заторможенности там была и некая спаивающая идея, которой сейчас нет. Образно говоря, рабочий всегда был готов походя поднять уроненное прорабом или инженером – а сейчас он это еще втопчет в грязь, ненавидя результаты своего труда, которые сожрет какой-нибудь барон Урюк.
А что сегодня есть? Сплошная имитация, показуха, блеф, насаждаемые с самого верха путем разведшихся в диком количестве кремлеботов, которыми государство тщится заменить порядочную идеологию. Культивируется массовый идиотизм, когда любая наша невзгода (например хабаровский протест) приписывается враждебному Западу или Украине, их якобы кишмя кишащими у нас агентам. А на всякого критикующего любой наш порок – от воровства чинуш до путинских клятвопреступлений – сворой набрасываются эти науськанные кремлеботы: «Аффтар – ты проплаченный Госдепом укр!»
Причем кремлевские псари, сочиняющие эту ересь для их сявок, даже не задумываются, в каком жалком свете выставляют тогда Россию – якобы безвылазно сидящую под страшным каблуком проклятой заграницы.
Но мы и впрямь сидим под ее каблуком – о чем говорят все эти санкции, страшные для нас именно из-за утраты своего экономического и прочего величия. Ибо когда есть некий паритет – ни одна сторона не наложит этих санкций на другую. Но когда ты критически зависишь от других, способных вовсе обойтись без тебя – тебя накажут обязательно. Не за вину – за слабину. Такова жизнь.
И сам патриотизм, лишенный этого необходимого величия, обретает самые смешные очертания. Скажем, какая-нибудь дрянь из так называемых «либерастов» ляпнет что-то противное патриотическому духу – про право либерального актера давить спьяну быдло или либерального историка лезть пятикласснице в трусы. И тотчас сотни чахлых патриотов с тайной мыслью приподнять их дохлый рейтинг за счет той эпатажной дряни идут в атаку на нее с их отчаянно тупыми копьями наперевес. Но в итоге вырастает только слава атакуемого. А атакующие невелички остаются с носом.
Во Франции народ вышел против власти – и выжал из нее серьезные уступки: не повышать цену на топливо, поднять зарплаты на 100 евро. Для нашего зашуганного народа – это сказка, ирреальный миф. Как можно оторвать свой зад от безопасной перепалки в Интернете – и выйти на опасную тропу войны с угнетателями? Но свято место пусто не бывает – и у нас сама власть то и дело затевает всякие внутренние перебранки. ФСБ против Росгвардии, Силуанов против Путина, пообещавшего поднять на 2% налог для богачей, одна башня Кремля против другой. И кто-то так или иначе победит в итоге. Только народу, который на турнир не вышел, предпочтя отсидеться в зрителях – не достанется ничего. И новый победитель нагнет его еще ниже.
«Царь хороший, бояре плохие!» – это давно уже звучит смешно.
А «народ хороший, царь и бояре плохие!» – не смешно? Хороший, трудолюбивый народ на ура поддержал ваучерную приватизацию, 30 лет терпит плохую власть и не пытаясь сменить ее! Не двумя-тремя процентами голосует за окруженного ворьем царя, а 77-ю – но никакой ответственности за дела его не несет!.. Чушь это все! Народ всегда достоин своей власти!
И шипение кремлеботов «Ишь, народ ему не хорош!» тут не в дугу. Корить имеет смысл только народ, коль ему плохо от его пороков и, значит, он заинтересован в избавлении от них. А власти от ее пороков только хорошо – и сколько ее ни обличай, исправляться для нее резона нет.
Вот еще фальшивая примочка в оправдание нашего духовного падения. Дескать ну да, схалтурилась литература – так не читай книг, не нравятся голозадые режиссеры – не ходи в театр, не нравится грязь на улице, будь выше, не смотри на нее, возмущаться-то чего? Но если ты не смотришь телевизор – не значит, что и он не смотрит на тебя и не делает в твоей стране погоду...
При этом среди тех же невеличек развелось немало чрезвычайно взыскательных к другим и чрезвычайно снисходительных к себе персон. Сидят как сверчки по своим щелям и требуют, чтобы эти «другие» шли на подвиг. А когда те идут, еще глубже забиваются в их щели: «Посмотрим, что у них получится. Победят – и мы полакомимся плодами их победы. А проиграют – мы сидели смирно, только наблюдали!»
Поэтому в последние десятилетия все выступления наших героев тонули в этом обывательском двуличии, стремящемся наковырять самооправдание в недостаточной хорошести этих «других». Говорите, писатель Прилепин, создавший свою не самую смелую партию и пособлявший Путину по Конституции – слабак? Ну так покажите на себе, как сильно поступать! Ущипните за зад самого мелкого чиновника, устройте самый маленький пикет против путинского обнуления! Слабо? Вот то-то и оно!
Утрата нашего национального величия – еще и в том, что никто, кроме редчайших одиночек вроде полковника Квачкова, отсидевшего 10 лет за свою упрямую идею, не хочет приносить великих жертв за что-либо. Не хочет даже самых крошечных, и я уверен, что создай тот же Прилепин партию-грозу и попроси у притязательных патриотов поддержки – шиш что получит. В бой сегодня идет одна молодежь – которую кремлеботы и патриоты презрительно называют «навальнятами». У одних работа такая – порицать все не сидячее и не лежачее, у других – отмазка: если уж я лежу, все, кто на улицах бузят – или придурки, или куплены Госдепом.
Зато какая бешеная злоба процветает в этой партии диванных патриотов: все вы паскуды проплатные, этот агент Госдепа, тот – Кремля! Навальный, больше всего ненавистный, потому что не лежит бревном, а носится как угорелый – и вовсе свои сребреники огребает и там, и там. Да хоть бы и так! Сегодня главный порок нашего народа – рабская покорность, безрогость, превращающая людей в обреченное на убой стадо.
И вера в Бога, насаждаемая властью для духовного порабощения нации, стала для уверовавших чем-то сродни вере в телевизионную рекламу. Что где-то там, по ту сторону экрана есть кто-то, знающий все про нашу жизнь, есть волшебное средство Колдрекс, прокладки с крылышками и прочие средства волшебного спасения. И стоит лишь как следует взмолиться, закупиться – и жизнь сама пойдет, на этих крыльях полетит... А она, сволочь, не идет – то из-за соседки по подъеду, то по планете... Особенно же в этой ТВ-рекламе, где пузырьки «схлопываются», чего они физически не могут делать, убивает ее коммерческий расчет на полных идиотов – неужели таких у нас подавляющее большинство?
«– Народ у нас хороший, только власть плохая. – Почему же народ 30 лет кряду такую власть выбирает и терпит? – Потому что больно доверчивый, наивный. – Значит, при нем власть будет плохой всегда? – Нет. – А когда придет хорошая? – Когда вот это вот… Ну в общем… Это самое… Тьфу, с толку сбил. Мерзавец. Кремлебот. Агент Госдепа. Убить мало!»
И из этой жижи скудоумия и безволия нет выхода вбок, тем паче вниз, где мы всё хотим нащупать какое-то спасительное дно. Выход один: путем барона Мюнхгаузена за волосы себя – и вверх! Вроде чудно и против всех законов физики, но если очень захотеть, то выйдет.
А по законам физики нам только остается сдохнуть, ибо нефть и газ не вечны, а власть, опустившая нас ради своей карманной выгоды от великой державы до сырьевого придатка, ни меняться, ни уходить не собирается. И ей, теперь переходящей по наследству и крепящей для защиты от нас свою Росгвардию, даже с распродажи нашего погоста хватит до десятого колена.
Комментарии