Вы полюбить меня должны

На модерации Отложенный Вы полюбить меня должны https://www.youtube.com/watch?v=3uhlcYVB1QQ

https://youtu.be/3uhlcYVB1QQ

Романс Николая Зубова, посвященный Анастасии Дмитриевне Вяльцевой «Вы полюбить меня должны» (ор. 141) на слова N. (вероятно, самого композитора) – это воистину крик души: 

      «Себе на гибель я Вас встретил 
      И на несчастье полюбил. 
      Ваш взгляд кокетством мне ответил 
      И участь всю мою решил. 
      Со мной что будет, я не знаю – 
      Страданья мне лишь суждены, 
      Я сам себя не понимаю. 
      Вы... Вы полюбить меня должны! 
      Но если Вы не в состоянии 
      Любовь свою мне подарить, 
      То хоть имейте состраданье 
      Одну лишь правду мне открыть. 
      Я преклонюсь пред Вашей волей, 
      Смиренно выслушав отказ, 
      И, примирившись с горькой долей, 
      Все ж...Все ж обожать я буду Вас!» 

1446712964_vyalceva (450x450, 132Kb)

Чем же «отвечала» Анастасия Дмитриевна Вяльцева на «любовные признания» в романсах Николая Владимировича Зубова? Как ни жаль, но, надо думать, его сильное чувство к Несравненной осталось безответным. В этом смысле, некоторые романсы из репертуара Анастасии Вяльцевой – «Мой милый друг, ты хочешь знать...», «О, позабудь былые увлеченья!», «Хочу веселья!» – могут тоже быть восприняты как символичные. В романсе «Зачем любить, зачем страдать...» есть такие слова Е. Юрьевой: 

      «Уйди! Уйди! К чему мольбы и слезы! 
      К мольбам любви, как лед, я холодна!.. 
      Я дочь полей и, как поэта грезы, 
      Капризна я, изменчива, вольна. 
      Напрасно ты с горячею мольбою 
      К моей груди, мой бедный друг, прильнешь. 
      Твоих страданий я не успокою, 
      Со мною счастья, знай, ты не найдешь. 
      Зачем, зачем любить? 
      Зачем, зачем страдать? 
      Хочу я вольной жить, 
      Лишь песни распевать! 
      Пусть в шутках и цветах 
      Сон жизни пролетит, 
      Пусть песня на устах 
      Свободою звучит!» 

Николай Владимирович Зубов
(22 июля (3 августа) 1867 — не ранее 1908)

русский композитор, поэт-песенник.

Николай Зубов Из старинного вологодского дворянского рода. Сын губернского секретаря Владимира Алексеевича Зубова. Детские годы его прошли в имении деда Алексея Александровича Зубова в живописных местах Вологодчины. Рос в музыкальной атмосфере.

Так, его дядя, военный инженер-строитель Михаил Алексеевич Зубов (1810—1886), был большим любителем музыки и пения и часто собирал в большом 100-метровом зале своего вологодского дома целый хор, насчитывавший до 130 членов, выписывал из-за границы ноты, пел арии из опер и пробовал даже сам сочинять музыку.

Его сын, Михаил Михайлович, стал профессиональным оперным певцом.

Из формулярных списков дворян Российского государственного исторического архива известно, что Николай «выдержал экзамены при Александровском кадетском корпусе для лиц, желающих поступить вольноопределяющимися 3-го разряда. Явился к исполнению воинской повинности и зачислен в ратники ополчения 2-го разряда (1888). Определён на службу в Канцелярию Санкт-Петербургского градоначальника писцом (1889). Назначен канцелярским служителем 2-го разряда той же Канцелярии (1892 г.). Вдов».

Во время службы Николая Зубова в Петербурге его двоюродные племянники и ровесники, Михаил Юльевич и Георгий Николаевич, учились в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции. На свои слова писал романсы и издавал их и дальний родственник граф Сергей Платонович Зубов. Николай Владимирович, конечно, встречался с ними у общих родных и знакомых и мог слушать их произведения.

Профессионального музыкального образования Николай Зубов не получил, так как семья жила в бедности. Нотной грамотой не владел. Несмотря на это, не позднее 1892 года стал сочинять музыку: из письма Нины Юльевны Зубовой, датируемого февралём 1892 года, следует что Николай Зубов «пишет вальсы… Теперь он пишет романсы».


В письме от 20 ноября 1894 года она описывала его: «удивительно талантлив, память богатейшая. По нотам играть не умеет, а все, что слышит, может сыграть сейчас же на память, …слишком уж способен, ему никаких нот не нужно. Когда мы говорили с ним об операх, он разбирает их по кусочкам, может спеть каждую мелодию, а оперы он все почти знает. У него есть товарищ, который записывает всё, что он ему играет своего сочинения, потому, что сам даже писать нот не умеет. Просто удивительно».

Николай Зубов — автор не менее 165 вокальных произведений и фортепьянных миниатюр. Если считать 1892 год началом его композиторской деятельности, а 1906 год — её концом, то получается, что в среднем он писал по одному романсу или фортепьянной миниатюре в месяц.

В конце XIX – начале XX веков Николай Владимирович приобрел большую известность и чрезвычайную популярность как автор салонных и цыганских романсов и модных танцевальных фортепьянных миниатюр. Несмотря на то, что его сочинения издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки, его имя не вошло ни в один биографический словарь, ни в одну энциклопедию, в том числе и музыкальную, как до революции, так и в наши дни. Композитор оказался практически забытым и считался автором чуть ли ни единственного романса «Не уходи, побудь со мною», исполняемого с успехом в течение 100 лет.