Украинцы высказались против отказа от советского прошлого

На модерации Отложенный

Опросы украинских социологов показали, что количество украинцев, положительно относящихся к запрету коммунистической символики, всего на 2% меньше, чем тех, кто против декоммунизации (32% и 34% соответственно). А четверть граждан вообще безразлична к данному явлению. Аналитический портал RuBaltic.Ru попросил украинских экспертов объяснить результаты соцопроса.

Фонд «Демократические инициативы» им. Кучерива вместе с Киевским международным институтом социологии опросил две тысячи человек о том, как они относятся к политике декоммунизации. Результаты показали, что если запад страны приветствует запрет на все советское (45%), то на юго-востоке его сторонников вдвое меньше (23%).

Различное отношение, конечно, и у людей разных возрастов — среди старшего поколения меньше поддерживающих декоммунизацию, нежели среди молодых, не заставших ни компартию, ни Советский Союз.

Почти половина (44%) украинцев не одобряет тотальное переименование населенных пунктов и вообще топонимы из имен коммунистических и советских государственных деятелей. Треть относится к этому одобрительно, каждый пятый — с безразличием.

Шестилетняя кампания по охаиванию советского прошлого дает ожидаемые печальные итоги: 34% украинцев согласны с тем, что в СССР был коммунистический тоталитарный режим, проводивший политику государственного террора (как это и записано в упомянутом законе Украины). Впрочем, та же треть не поддерживает это мнение.

Член оппозиционной партии «Союз левых сил» Александр ГОЛУБ напоминает, что декоммунизация изначально была задумана не только как идеологическое противостояние — это был инструмент для расправы с политическими оппонентами и своеобразная фомка для вскрытия (а потом и разрушения) общей славянской идентичности украинского народа.

«Новая Украина и властям, и их покровителям на Западе видится исключительно как агрессивный русофобский проект, а для этого нужно кардинальным образом переформатировать прошлое.

На это и направлены переименования, травля и выдавливание из всех сфер жизни русского языка и русской культуры, опорочивание всего, что связано с Великой Отечественной войной. Поруганию целенаправленно подвергаются любые положительные факты совместной жизни украинцев с народами Российской империи и СССР.

Несмотря на титанические усилия в этом направлении, люди, которым сегодня 45 и больше, опираясь на собственный жизненный опыт и воспоминания своих родителей, в своем большинстве остаются приверженцами этой общности в самом широком понимании этого понятия.

А целью кампании десоветизации являются молодые поколения украинцев, не имеющие ни опыта, ни знаний, ни убеждений. 

Их сознание в первую очередь и стараются перепрограммировать и настроить на русофобскую волну», — резюмирует Голуб.

Процесс декоммунизации имеет две составляющие. Первая — отказ от символов, мифологем и персон, связанных с советским режимом (в основном речь идет об идеологах коллективизации, массовых репрессий, голодомора).

Второй аспект — это возвращение исторических названий, которые не имеют никакого отношения собственно к декоммунизации, но проводятся в его рамках. Активная фаза декоммунизации осуществлялась в 2015–2016 годах, но после победы Владимира Зеленского на президентских выборах эта волна пошла на спад и нынче утихла, считает политолог Валерий ГОНЧАРУК.

Политолог и экономист Всеволод СТЕПАНЮК полагает, что пагубная практика бороться со всем советским и русским навязана украинцам извне и печально закончится для самой Украины, которая является сакральной территорией Руси и могла бы претендовать на ее духовное наследство и не только.

 

«Большинство населения против такой политики, и при этом идет достаточно четкое разделение: против нее обычно более образованные люди возраста 40+, которые пожили в СССР; также делятся по территориальному признаку.

Украина, которая создавалась (согласно Декларации о государственном суверенитете) как страна, где все национальности имеют равные права, стараниями внешних сил постепенно превращается в антироссийскую и антирусскую страну.

Запад своими экономическими требованиями фактически уничтожил украинскую экономику-конкурента, а затем взялся и за идеологию. Уничтожив духовность народа и его историческую память, Запад получит послушных рабов, которые будут молча выполнять его волю. В этом, безусловно, полностью виновна украинская власть, которая за разрешение безнаказанно грабить выполняла любые пожелания США, ЕС и МВФ.

А декоммунизация — один из инструментов борьбы с исторической памятью. Постулат кришнаизма "человек, который не чтит своего прошлого, не имеет будущего" ярко продемонстрирован на примере Украины», — сожалеет Степанюк.

Политолог Александр ДУДЧАК отмечает, что соцопрос показал «не такие уж плохие результаты, если учесть, что шесть лет идет напряженная и кропотливая работа по оболваниваю людей».

«И, кстати, уже растет второе поколение не живших при Союзе (и, соответственно, не имеющих о нем правдивого мнения), им рисуют весьма искаженную картину советской жизни. Очень легко рассказывать о вкусе кокоса тем, кто его не пробовал: можно наговорить все, что угодно. А те, кто жил в СССР, пытаются рассказать правду о том, что у людей тогда были совсем другие принципы, межличностные отношения, жизненные ценности.

С 2014 года власть в целом и такие моральные уроды, как Владимир Вятрович, в частности пытаются насаждать в сознании людей равенство между СССР и гитлеровской Германией. Вот как раз это и есть преступление. И пусть вятровичи далеко не уходят — рано или поздно за ними придут: за такое преступное предательство своих предков и своей истории нужно отвечать», — заключает Дудчак.