Беспредел в подмосковных Химках:

На модерации Отложенный

как мешали работать независимым членам комиссий на общероссийском голосовании

Залина Диева Координатор Гражданина наблюдателя в Химках

Жители подмосковных Химок, которые хотели стать наблюдателями во время общероссийского голосования, столкнулись с серьезными проблемами. Но обо всем по порядку.

Начало недели голосования

Накануне старта, 24 июня, Общественная палата Химок в назначенное время не выдала 46 наблюдателям направления. Часть людей получили направления только в день голосования 1 июля.

В первый день голосования, 25 июня, когда один из независимых контролеров пришел на участок, расположенный в школе №30, он узнал от председателя комиссии, что на участке уже зарегистрированы семь наблюдателей, однако фактически в помещении находится только один. Благодаря записи с камер видеонаблюдения удалось установить, что все так называемые наблюдатели были связаны с администрацией Химок или партией Единая Россия .

В тот же день мы сообщили на горячую линию ЦИКа и в движение Голос о проблемах с получением направлений. После этого ей перезвонили и предложили направление на УИК в районе Шереметьево, от которого она была вынуждена отказаться.

29 июня наблюдатели обратились в Общественную палату Московской области, где им ответили, что выдачей направлениями занимается ОП Химок, а распределением наблюдателей по УИКам — ТИК. Из этого ответа стало понятно, что именно ТИК старался не допустить независимых наблюдателей на участки.

Проблемы с допуском на избирательные участки возникли и у независимых членов комиссий. Так, вечером 25 июня, стали появляться сообщения о не допуске некоторых ПРГ на избирательные участки. При этом председатели УИКов ссылались на распоряжение № 36 химкинского ТИКа. Якобы согласно этому документу некоторые члены комиссий с правом решающего голоса не могут находиться на избирательных участках при досрочном голосовании, так как количество людей в помещении не должно превышать 12 человек, и смогут присутствовать на УИКе только 1 июля.

Так, например, 25 июня на УИК №3216 полиция, применив силу, отстранила от работы члена комиссии с решающим голосом от партии Яблоко . Об этом инциденте подробно рассказывал телеканал Дождь .

В тоже время, на некоторых избирательных участках наблюдатели от Общественной палаты, связанные с администрацией, вели себя как кураторы комиссии: давали распоряжения председателям и членам УИК, полицейским, а также угрожали наблюдателям и пытались отнять личные вещи.

Поиски справедливости

На второй день голосования, 26 июня, наблюдатели вышли с одиночными пикетами с требованием остановить беспредел в Химках к зданию правительства Московской области.

27 июня четверо членов территориальной комиссии с правом решающего голоса подали жалобу в областную комиссию. На 29 июня назначили заседание рабочей группы в избиркоме Московской области.

28 июня должно было состояться заседание химкинской ТИК, на которое приехал председатель московского облизбиркома Илья Березкин. Тем не менее, заседание было практически сорвано, поскольку на нем присутствовали только шесть членов ТИК, а в отсутствии кворума комиссия не могла принять решения. При этом Березкин заявил, что 67-ФЗ применяется на Общероссийском голосовании в части полномочий постоянно действующих членов комиссий. Однако председатель ТИК Никита Кузьмин в дальнейших своих действиях проигнорировал заявления главы облизбиркома. В тоже время в проправительственных СМИ распространяли статью, суть которой сводили к тому, что в Химках происходит межпартийный конфликт.

 Пикет у здания Правительства Подмосковья

29 июня на заседании рабочей группы в регионального избиркома выясняется, что 24 июня химкинская ТИК экстренно приняла решение №36, которое ограничивает количество присутствующих на участках в связи с эпидемией COVID-19. В итоге все четыре дня досрочного голосования неугодных наблюдателей и ПРГ и даже одного члена ТИК не допускали на участки. Избирком отказался отменять данное решение и лишь высказался за внесение в него некоторых изменений.

30 июня состоялось онлайн заседание Мособлизбиркома с участием химкинского ТИК, на котором вносятся изменения в решения ТИК. Появляется оговорка, что доступ на участки закрыт всем, кроме членов комиссии с правом решающего голоса.

Тем временем обстановка на избирательных участках продолжала накаляться. На некоторых участках независимых членов комиссий не допускали к работе со списками избирателей и не давали знакомиться другими документами комиссии, а связанные с администрацией наблюдатели проявляли по отношению к ним агрессию. Очевидно, что в Химках происходили масштабные фальсификации на большинстве участков. В то же время ТИК продолжал бездействовать в отношении допуска независимых наблюдателей и ПРГ к контролю хода голосования. Некоторые члены комиссий не вышли для работы на участки, так как опасались провокаций и физической расправы.

Основной день голосования

1 июля наблюдение на многих УИКах действительно проходило в очень напряженной обстановке. Тех ПРГ, которых ранее не допускали на избирательные участки, массово отправляли на выездное голосование, чтобы не дать возможности находится на участках и контролировать ход голосования. При этом комиссии не давали доступ к спискам избирателей никому из независимых членов УИК, а одного из своих коллег даже пересадили к наблюдателям.

Псевдонаблюдатели, связанные с администрацией, постоянно вмешивались в работу комиссий и провоцировали конфликты. Во второй половине дня 1 июля некоторым независимым ПРГ начали звонить из полиции с требованиями срочно прийти и написать объяснительные из-за жалоб на них. При этом сотрудники полиции искренне удивлялись, узнав, что люди в данный момент работают на избирательных участках и не могут покинуть его.

Подсчет

При подведении итогов голосования процедура подсчета голосов проходила с многочисленными грубыми нарушениями со стороны избирательных комиссий. Многие независимые члены комиссии написали особое мнение к итоговым протоколам, у некоторых возникли подозрения, что в какой-то момент списки избирателей подменили для сокрытия массовых фальсификаций.

На следующий день в СМИ появилась информация, что Юрия Коростелева, члена УИК 3187 от партии КПРФ с правом решающего голоса похитили неизвестные, связь с ним пропала, его телефон перестал отвечать. Возможно это было сделано, чтобы запугать его.

Большинство избирательных комиссий уже дважды проводили выборы в том же составе, но такого беспредела, как на общероссийском голосовании, не было. Многие нарушения устранялись быстро и без публичной огласки. Однако после смены руководства химкинского ТИК появились инструкции, которые были направлены на препятствование работе независимых наблюдателей и членов УИКов. Также сложилось впечатление, что ТИК в ходе общероссийского голосования фактически выполнял распоряжения не Мособлизбиркома, а администрации Химок.

Можно констатировать, что официальные результаты голосования в Химках не отражают действительное волеизъявление граждан, а отсутствие возможности для контроля не позволяет убедиться в достоверности итогов. Реальную помощь по разрешению ситуации с противодействием наблюдению избирком Подмосковья не оказал.

Просим Центральную избирательную комиссию произвести тщательное расследование всех нарушений в Химках и принять кадровые решения в отношении виновных лиц (в первую очередь — председателей УИКов и ТИКа), допустивших нарушение прав членов комиссий и наблюдателей по контролю над ходом и подведением итогов общероссийского голосования.