Как жителей Барабинска судят за избиение полиции копченой рыбой
На модерации
Отложенный
Жительницу Барабинска Новосибирской области признали виновной в избиении полицейского рыбой. Но она заявила, что защищалась от напавшего на нее сотрудника МВД. Тайга.инфо выяснила, что в городе, как минимум, нескольких человек осудили за применение рыбы к различным частям тела полицейских.
В конце июля 2020 года прокуратура Новосибирской области распространила пресс-релиз о том, что вступил в силу приговор Барабинского районного суда по делу о применении насилия к сотруднику полиции. 31-летняя женщина, по версии следствия, побила его пакетом с копченой рыбой на перроне железнодорожного вокзала Барабинска.
Но оказалось, что женщина и сама пострадала из-за действий полицейских, а местных жителей и раньше обвиняли в избиении сотрудников МВД рыбой.
Пара ударов на условный срок
В феврале 2020 года Барабинский районный суд Новосибирской области признал 31-летнюю Юлию Костюкову виновной по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношения представителя власти).
Суд установил, что поздно вечером 15 апреля 2019 года Юлия Костюкова, находясь на перроне железнодорожного вокзала Барабинска, незаконно торговала копченой рыбой. Там ее увидел старший инспектор местного линейного отдела МВД России Лапский.
В ответ на требования полицейского покинуть территорию вокзала Костюкова нанесла ему удары руками и ногами по голове и правой ноге, тем самым причинив «сильную физическую боль», решил суд. Юлию Костюкову приговорили к году лишения свободы условно с испытательным сроком 10 месяцев.
Женщина не согласилась с решением и подала апелляционную жалобу. Она считает приговор райсуда «незаконным и необоснованным». Осужденная не стала отрицать, что могла причинить травму полицейскому Лапскому, но отметила, что сделала это в качестве защиты «от насильственных действий» сотрудника.
«Я не отказывалась следовать туда [в дежурную часть], однако Лапский стал меня тащить за капюшон, наносил удары в область головы и рук», — говорится в тексте апелляции (копия имеется в распоряжении Тайги.инфо).
Как утверждает Костюкова, удары видели несколько человек, но их показания суд счел недостоверными: якобы с двумя свидетелями женщина «поддерживала дружеские отношения» и совместно торговала на перроне рыбой. При этом показания коллег-полицейских пострадавшего Лапского у суда сомнений не вызвали.
Новосибирский областной суд отклонил апелляцию Юлии Костюковой. В конце июля приговор Барабинского районного суда вступил в силу.
«Будем писать кассационную жалобу. И в Москву будем писать, — рассказала Тайге.инфо Костюкова. — Я не отрицаю того, что я стукнула его пару раз, но это было с целью самообороны, самозащиты».
«Вежливое и корректное» противостояние рыбе
Уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ в отношении Костюковой завели 18 апреля 2019 года. А через четыре дня омский следственный отдел СК РФ сообщил о проверке полицейских на предмет превышения полномочий в отношении Костюковой.
Костюкова потребовала возбудить уголовное дело на инспектора за применение насилия. В мае 2019 года следователь омского следственного отдела Западно-Сибирского управления СК РФ на транспорте Павел Иконников отказал ей в этом.
Через год, уже после вынесения приговора Барабинским районным судом, 11 июня 2020-го следователь Роман Солодовниченко повторно отказался возбуждать уголовное дело на сотрудника полиции «в связи с отсутствием состава преступления» по ч. 1 ст. 285 (злоупотребление полномочиями), ч. 3 ст. 286 (превышение полномочий) и ч. 2 ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос).
Потерпевший Лапский и осужденная Костюкова по-разному описывают момент конфликта на перроне вокзала Барабинска. По словам полицейского, после требования прекратить торговлю рыбой женщина стала проявлять агрессию и наносить удары. Лапский же «прикрылся рукой».
В момент одного из ударов Костюкова стала «опрокидываться назад, присела на корточки и упала на спину» — Лапский якобы хотел придержать ее, но не успел. Уже лежа, Юлия нанесла ему еще один удар ногой, утверждает инспектор.
Показания Лапского, как решил суд, подтвердили записи с видеокамеры и показания продавщицы привокзального киоска: «Костюкова порвала ему [Лапскому] правый карман куртки.
Сотрудники полиции вели себя вежливо и корректно».
Пресс-служба Западно-Сибирского следственного управления на транспорте акцентирует внимание, что Юлия Костюкова ударила полицейского Лапского не голыми руками, а пакетом с копченой рыбой.
Юлия Костюкова придерживается другой версии: Лапский во время словесной перепалки схватил ее за куртку, а потом нанес два удара кулаком в лицо, из-за чего она упала на землю и ударилась головой. В падении она пнула ногу полицейского. Также она дважды ударила шапкой Лапского по лицу. После того, как продавщица рыбы поднялась, она прошла в отдел полиции, где написала заявление на инспектора.
К показаниям свидетелей со стороны осужденной следствие отнеслось «критически», посчитав, что они противоречат видеозаписи и результатам судмедэкспертизы потерпевшего Лапского, сказано в решении об отказе в воздуждении дела.
Факт нанесения ударов полицейским женщина подтверждает видеозаписью с телефона одной из свидетельниц, заключением судмедэкспертизы и записями в медкарте, указано в апелляционной жалобе на решение Барабинского райсуда.
«Съемка была произведена в ночное время, особо не видно, пытались и [полицейские] закрыть спиной. Видеозапись не взяли во внимание, а там слышно, как он [Лапский] говорит на мою мать „мразь“ три раза, и что нас всех ************* [поперебить] надо, — рассказала Тайге.инфо. — Торгующие на перроне девушки выступали у меня на суде свидетелями, но их показания не взяли во внимание тоже — только показания сотрудников полиции».
Связка рыбы и погоны
Оказлось, что Барабинский районный суд за последние два года рассматривал и другие случаи избиения полицейских копченой рыбой на перроне железнодорожной станции Барабинска.
«Ежедневно на перроне сотрудники транспортной полиции проводят беседы о том, что продажа рыбы является незаконной и влечет административную ответственность. Дирекция станции по громкой связи также оповещает, что покупка у частных лиц влечет административный штраф», — говорится в тексте одного из приговоров.
Например, 28 декабря 2018 года 31-летняя жительница Барабинска Екатерина Дурова торговала копчеными язями в кафе на вокзале Барабинска. Дежурившие на станции полицейские попросили ее пройти в отделение, чтобы составить протокол.
В ответ Дурова нанесла одному из инспекторов два удара правой ногой в область колена, сказано в приговоре. Полицейский повторил требование пройти в дежурную часть — за это он получил еще один удар в колено, после чего Дурова вылила кофе на его «форменные штаны». Как отмечало следствие, инспектор был также побит пакетом с копченой рыбой: удары наносились по голове и ногам.
После принудительного доставления в отдел полиции с применением «боевого приема» — загиба руки за спину — женщина написала объяснение, в котором признала факт нелегальной продажи. На нее завели дело по ч.1 ст. 318 УК РФ (применение насилия к представителю власти).
В суде женщина признала вину в полном объеме и отказалась от дачи показаний. Свидетели со стороны обвиняемой говорили, что Дурова не била полицейского, а перед доставлением в отдел тот «хихикал и улыбался» вместе с «будущей» обидчицей.
В итоге Барабинский районный суд приговорил Екатерину Дурову к 10 тыс. рублей штрафа.
Годом ранее, в сентябре 2018-го, Барабинский районный суд вынес еще один приговор по делу о рыбе в качестве оружия против полицейских. Обвинения по ч. 1 ст. 318 УК РФ предъявили Марине Алиевой.
13 июня 2018 года Алиева торговала копченой рыбой на перроне вокзала. Ее заметил сержант полиции и потребовал пройти с ним в отдел. Женщина ударила полицейского кулаком в глаза и нанесла два удара связкой копченой рыбы в область головы и лица, сказано в приговоре.
Во время конфликта сержант лишился одного погона с форменной рубашки.
В суде обвиняемая полностью признала вину и поддержала ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. Женщине назначили десять месяцев лишения свободы условно.
Все «рыбные» уголовные дела в отношении Юлии Костюковой, Екатерины Дуровой и Марины Алиевой рассматривал один и тот же судья — Юрий Саморуков.
Комментарии