Надо ли сохранять древние традиции?

На модерации Отложенный

Недавно услышала такое мнение: «Принимать меры для сохранения культуры надо тогда, когда эта культура не соответствует реалиям. То есть это просто сохранение старья ради сохранения, процесс, противоположный развитию и обновлению».

И в качестве иллюстрации был приведен такой пример:

«К примеру, я родился в индейском племени, где существует обряд инициации мужчины-воина в виде нанесения себе шрамов. Я поехал учиться, получил среднее, а потом и высшее образование, уехал программировать в Кремниевую Долину, а потом, когда мне сказали что надо провести инициацию, послал это все нафиг и не стал проводить обряд, потому что нахер надо это дикарство в 21 веке».

И далее он задается вопросами: «Вот прервал я в этом случае "преемственность" или нет? А если мои дети тоже послали инициацию? Или для "преемственности" просто достаточно положить в библиотеку книжечку о том, что такой обряд существовал?»

Я думаю, под культурой следует понимать не просто набор каких-то традиций, обрядов, иногда действительно довольно странных и нецелесообразных с точки зрения здравого смысла, но еще и продолжение дела предков – того, за что они боролись, к чему стремились, но чего не сумели и не успели воплотить. Возможно, им не хватило на это сил, знаний, способностей, а мы, их потомки, имея больший багаж знаний и опыта (их + свой), большую широту сознания, можем лучше понять и выразить то, к чему они стремились на самом деле, и воплотить эти мечты в реальности. Тем самым мы прославляем своих предков, а предки получают право гордиться своими потомками и считать, что их жизнь не была напрасной.

Культуру надо не просто сохранять, консервировать в том виде, в котором она есть, а развивать. Только тогда она имеет будущее и продолжает жить, а не умирает за ненадобностью.

Без преемственности не может быть ни культуры, ни цивилизации, ни науки. Исаак Ньютон говорил: «Я потому видел дальше других, что стоял на плечах гигантов». Никто из великих не начинал с нуля, с чистого листа, но их заслуга в том, что они сумели взять то лучшее, что было наработано до них, разглядеть в этом единую суть и усовершенствовать, дополнить это наследие.

Когда сохраняется преемственность поколений, развитие происходит гармонично и естественно: новое не отрицает, не разрушает старое, а дополняет и обогащает его. Это и есть эволюция.

В природе мы наблюдаем не просто многообразие разных форм, а именно генетическое разнообразие. Новые виды возникают не на пустом месте, а рождаются от старых, являясь продолжением их развития. При этом сохраняются как старые признаки – в более древних видах, семействах и классах, так появляются и новые. Происходит увеличение биоразнообразия, совершенствование экосистемы.

Новые виды рождаются из старых, но их наследственная память, их сознание богаче и полнее.

Генетическое вырождение, как вида, так и нации, происходит в том случае, если он перестает развиваться в результате биологической или культурной изоляции. Многие ошибочно полагают, что изоляция необходима для сохранения «чистоты» нации, но на самом деле жесткая изоляция только вредит ей. И дело не только в накоплении мутаций от близкородственных скрещиваний.

В том примере, который был приведен в начале статьи, обряд инициации можно сравнить с биологической мутацией, которая не несет никакой пользы организму или виду, но сохраняется и передается непонятно зачем из поколения в поколение. Так вот, культурный обмен позволяет обнаруживать и избавляться от подобных «мутаций». Только взаимодействуя с другими, мы способны обнаруживать свои заблуждения, свои субъективные «заморочки», и отличать их от универсальных истин, очищая и совершенствуя сознание и способствуя всеобщему развитию. Аналогично этому, биологическое скрещивание позволяет, видимо, совершенствовать генетический код.

Уничтожается ли культура, если происходит избавление от подобных традиций? Надо ли нам цепляться за древние традиции и обряды, продолжать соблюдать их, несмотря на то, что мы уже прекрасно понимаем их подлинную сущность, тот глубинный смысл, который они символизируют? В каком случае мы совершаем большее предательство памяти предков: когда продолжаем сохранять внешнюю форму древнего обряда, делая вид, что не понимаем его истинного смысла, или когда избавляемся от старых форм, давая рождение новому миру, о котором лишь мечтали наши предки?

Мечта у всех людей одна, независимо от того, как давно они жили. Это всеобщее счастье, любовь, гармония, справедливость и торжество истины. Мы не можем достичь этого потому, что часто судим о других по внешним признакам. Как сказал мой оппонент, «если судить по действиям людей, кому-то важнее, чтобы бабы не водили автомобили, а кому-то хочется, чтобы геи не существовали».

Если вместо того чтобы «судить действия других людей» мы будем заниматься самопознанием и развитием, мы станем лучше понимать и себя, и других, осознавать наше внутреннее, генетическое единство.

«Почему «вместо»? Можно заниматься и тем и тем, и саморазвитием, и судом», - скажут некоторые. Но так не получится. Даже если нам приходится заниматься и тем и тем, ПРИОРИТЕТОМ должно быть только одно из двух. Либо для тебя главное – саморазвитие и всеобщая эволюция, а борьба с негативными явлениями - вынужденная мера на пути к гармонии и всеобщему счастью, либо для тебя главное – кого-то наказать и обличить, а саморазвитие тогда превращается в самоутверждение за счет других. В этом и заключается нравственный выбор человека.