«ЗОЛОТАЯ ОРДА» НА ПОДХОДЕ

На модерации Отложенный

«ЗОЛОТАЯ ОРДА» НА ПОДХОДЕ

«Золотая Орда» на подходе

 

Американская компания Raytheon, один из крупнейших производителей высокотехнологичного оружия в мире, сообщила об успешном испытании планирующей «умной» бомбы «Громобой» (StormBreaker). Казалось бы, ничего необычного. У США, а с некоторых пор и у России, высокотехнологичного оружия – пруд пруди. Одной бомбой больше, одной меньше.

На самом же деле, создание «Громобоя» стало весьма показательным шагом, наглядно демонстрирующим разворот США от политики мирового полицейского, вмешивающегося во все конфликты и диктующего тем или иным странам свою волю, к противостоянию конкретным противникам: России и Китаю. Впрочем, обо всем по порядку.

От существующих «умных» боеприпасов новые бомбы отличаются тем, что каждая из них оборудована радиолокатором миллиметрового диапазона и инфракрасными датчиками. Они позволяют «Громобою» самостоятельно обнаруживать и атаковать цели.

Атаки могут производиться в любое время дня и ночи, в полной темноте и при любой погоде. Радар наводит «Громобоя» на цели, несмотря на плотные пылевые облака и обломки, поднятые в воздух взрывами. Боеприпас оснащен и полуактивной лазерной головкой самонаведения: она позволяет атаковать цели, подсвечиваемые лазерным лучом, с земли или с воздуха.

ОХОТНИК ЗА ТАНКАМИ

Еще одна особенность бомбы – исключительно хорошие аэродинамические качества. После сброса с самолета «Громобой» раскрывает крылья и планирует в сторону, где могут находиться цели, на расстояние до 72 км (45 миль). Благодаря этому американские самолеты могут наносить удары, не входя в зону действия ПВО противника среднего и малого радиуса действия.

Важное преимущество «Громобоя» – небольшая масса. Одна бомба весит 113 кг (250 фунтов). Истребитель F-15E может взять 28 таких снарядов, а истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 – 24. Инженеры Raytheon планируют оснащать этими боеприпасами и более мощные бомбардировщики: старичков B-52 и более современные B-1B Lancer. В этом случае количество бомб, что могут быть применены в одной атаке, кратно возрастает. Например, B-1B Lancer может за раз сбросить до 96 «Громобоев».

Бомбы уже протестированы на истребителях и штурмовиках ВМФ США из семейства F-18 и армейских истребителях F-15E.

При всем разнообразии платформ, с которых он может применяться, «Громобой» создавался как очень специализированный боеприпас. Его главная задача – уничтожение на поле боя вражеской бронетехники, в первую очередь – танков. Бомбы одинаково эффективно поражают как стационарные, так и движущиеся объекты, и способны без участия человека-оператора искать подходящие цели, распределять их между собой и уничтожать.

При использовании лазерной подсветки «Громобой» используется и для уничтожения других объектов, например, пехоты в полевых укреплениях или зданиях. Но при этом теряется главное преимущество боеприпаса – возможность проводить массированные атаки с безопасной дистанции (оператор должен находиться в прямой видимости от объекта, чтобы иметь возможность направить на него лазерный луч).

Разработчики не скрывают, что позаимствовали концепцию «Громобоя» из программы 80-х годов прошлого века Assault Breaker, в рамках которой предполагалось создать «умный» боеприпас, умеющий планировать над полем боя и в автоматическом режиме атаковать советские танки, стальной лавиной прорывающиеся к Ла-Маншу. Тогда добиться приемлемых результатов не удалось. Но прошло 30 лет, и американские инженеры вернулись к старой задумке, реализовав ее на новом техническом уровне.

Все-таки некоторые вещи остаются неизменными. Рушатся старые государства и рождаются новые, меняются технологические уклады, а американский ВПК продолжает производить оружие для войны с русскими.

СТАРЫЙ ПРОЕКТ НА НОВЫЙ ЛАД

Интеллектуальная система «Громобоя» заслуживает отдельного внимания. Дело в том, что она создавалась с учетом требований программы ВВС США «Золотая Орда» (Golden Horde). Ее суть состоит в создании боевого роя, в состав которого входят как самолеты, так и применяемое ими оружие.

И боеприпасы, и средства их доставки должны в автоматическом режиме обмениваться информацией. При этом каждый член роя собирает и анализирует сведения, полученные от других участников команды. Сбор, обмен и обработка данных происходят без участия людей, благодаря чему сокращается время на принятие решений.

Коллективное наблюдение за полем боя многократно повышает шансы на обнаружение замаскированных целей, а обмен информацией по принципу «каждый со всеми» позволяет гибко реагировать на изменения ситуации: добивать противника, пережившего первый удар, или перенацеливать боеприпасы с уже уничтоженных объектов на действующие.

При этом архитекторы «Золотой Орды» принципиально отказались от внедрения сложных и, по большому счету, еще сырых технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Вместо них предполагается использовать наборы сценариев, хранящихся в компьютерной памяти каждого из членов роя. Сопоставляя текущую ситуацию с загруженными сценариями, машины смогут выбирать наиболее подходящие варианты поведения, а затем следовать заранее прописанным инструкциям.

 

 

При достаточно большом количестве сценариев и гибких алгоритмах анализа рой получает очень эффективный и гибкий коллективный разум. Похожие алгоритмы применяются сейчас в компьютерных играх, где игроки также обладают определенной свободой действий (чем создают для компьютера некоторую неопределенность), но, в конечном счете, все равно движутся от одной заранее определенной локации к другой.

Составители программы прямо прописали, что хотят использовать «игровое взаимодействие» между элементами роя. В зависимости от характера предстоящей миссии, в компьютерную память могут загружаться различные сценарии.

«Современные оружейные системы воздушного базирования, как правило, используются в ходе заранее подготовленных миссий. Однако если во время операции противник сделает что-нибудь неожиданное, перепрограммирование оружия оказывается неэффективным, а для завершения операции требуются дополнительные силы.

Сетевое взаимодействие и полуавтономное управление оружием выгодно отличается тем, что позволяет наблюдать за противником и реагировать на его действия в режиме реального времени, преодолевая вражескую оборону прежде, чем атакованная сторона успеет предпринять эффективные контрмеры.

Эта способность повышает эффективность выполнения операций за счет гибкости, адаптивности и способности отвечать на действия врага во время атаки. Кроме того, этот подход повышает скорость и точность уничтожения целей», – говорится в описании программы «Золотая Орда», опубликованном на сайте исследовательской лаборатории ВВС США (AFRL).

Цели у программы заявлены довольно скромные: создание бомбы малого диаметра, способной к роевому взаимодействию, и разработка такого же боеприпаса-мишени воздушного пуска. Демо-версии обоих изделий должны быть представлены до конца 2020 года, после чего, в 2021-м, планируется начать цикл испытаний, где будет отрабатываться совместное применение систем.

Несмотря на умеренность амбиций, очевидно, что программа открывает ключевое направление ближайшего десятилетия в развитии американских ВВС. В 2019 году командование выбрало «Золотую Орду» приоритетной программой по объедению в сеть стандартных видов вооружений с помощью радиосвязи, каковая, в свою очередь, является частью еще более масштабной программы «Стратегия 2030: наука и технологии» (The 2030 Science and Technology Strategy). Как говорится, планов громадье.

ВОЙНА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ – СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ РУССКИХ

Что заставляет утверждать, что эта программа нацелена в первую очередь против нас? Во-первых, название проекта говорит само за себя. Золотая Орда была единственной военно-политической силой, которая за последнюю тысячу лет не просто одержала над русскими отдельные победы, а сумела разгромить и поработить наших предков на длительный срок.

К слову, наличие среди американских офицеров людей, знающих российскую историю XIII века, тоже весьма примечательно.

Кроме того, если посмотреть на нынешний геополитический расклад, становится ясно, что в мире есть всего два государства, с которыми США не могут справиться имеющимися силами и средствами. Это Россия и Китай. Всех остальных звездно-полосатая империя может растереть в порошок даже частью наличных сил. А вот Москва и Пекин в нынешних кондициях – слишком твердые орешки, и прямая агрессия против них невозможна в виду гарантированного получения неприемлемого ущерба.

Более того, во многих направления США утратили превосходство, и теперь находятся в роли догоняющего. Отставание возникло из-за того, что после падения СССР Штаты лишились единственного реального противника (Китай на заключительном этапе холодной войны выступал в качестве американского сателлита). Соответственно, мощнейший военно-промышленный комплекс планеты утратил смысл своего существования и закономерно перешел в режим функционирования пилорамы.

Почти четверть века американские военно-промышленные корпорации без зазрения совести пилили бюджет, порождая чудовищно дорогие, и не всегда боеспособные вундерваффе. В качестве примеров можно вспомнить лазерные излучатели на базе лайнеров Boeing-747, конвертопланы Bell V-22 Osprey, эсминцы класса Zumwalt, ударные вертолеты RAH-66 Comanche и многое другое.

Несмотря на вложение сотен миллиардов долларов, все они либо не пошли в производство, либо были выпущены небольшими сериями, а затем ограниченно применялись отдельными подразделениями.

В результате во всех военных операциях девяностых и двухтысячных с американской стороны «тянули лямку» самолеты, танки и корабли в лучшем случае 70-х годов прошлого столетия разработки. И если для разгрома Ирака или Сербии такого арсенала вполне хватало, то для противостояния российской армии или НОАК нужно что-нибудь посерьезнее.

 

 

Два главных направления, по которым американцы сейчас отстают наиболее явно – это развитие космических войск и создание гиперзвукового оружия. И именно в этих направлениях администрация Трампа действует наиболее решительно. В декабре 2019 года был учрежден новый вид войск США – Космические силы (The United States Space Force, USSF).

«В моей новой национальной космической стратегии космос признан зоной военных действий, как земля, воздух и море. У нас даже могут появиться Космические силы», – заявлял Дональд Трамп, анонсируя создание нового командования.

Первоначально предполагалось, что структура будет полностью самостоятельной и возьмет на себя операции в околоземном пространстве, которые сейчас проводятся Управлением противоракетной обороны, ВМС, ВВС и Управлением стратегических возможностей США.

Однако в процессе реализации проекта Белому дому пришлось поумерить амбиции: от создания космического министерства отказались, подчинив новое командование Министерству ВВС. Но, в сущности, это ничего не изменило:

«Я считаю, что мы будем наносить удары из космоса через несколько лет. И мы – войска, которые должны руководить совместными боевыми действиями на этой новой оспариваемой территории. Это то, чего требует страна», – заявил в феврале 2018 года начальник штаба ВВС США, генерал Дэвид Гольдфейн.

В марте нынешнего года специалисты USSF получили первые технические средства, с которыми им предстоит осваивать космическое пространство. Никаких орбитальных истребителей, космических лазеров и ракет-перехватчиков у них пока нет. USSF выдали глушилки спутниковых сигналов, которые могут использоваться для прикрытия своих войск. Тем не менее, это лишь начало: USSF пока находится в стадии становления, а бюджет структуры на следующие 5 лет составляет $13 млрд. Так что очень вероятно, что сейчас мы наблюдаем личинку будущего монстра.

Также Дональд Трамп предпринимает буквально судорожные усилия, чтобы ликвидировать отставание от России и китайцев в гиперзвуке. 25 июня он активировал закон об оборонном производстве, принятый в 1950 году и разрешающий главе государства требовать от частных компаний-подрядчиков приоритетного выполнения заказов Пентагона. По словам Трампа, он только так мог обеспечить нужными материалами программы по разработке гиперзвуковых, стратегических ракет и ракет космического базирования.

Фото_18_13.JPG

Контроль околоземного пространства и гиперзвуковые боеприпасы одинаково полезны и для борьбы с Россией, и для столкновений с КНР. Однако «Громобой» и «Золотая Орда» готовятся в первую очередь по нашу душу. Россия была и остается крупнейшим в мире оператором бронетехники, тогда как Китай чем дальше, тем больше уделяет внимание развитию флота. Поэтому и американский ответ Пекину будет в первую очередь идти по линии ВМФ.

ЧЕМ БУДЕМ ВСТРЕЧАТЬ?

Нельзя сказать, что российские военные не дуют в ус и «чистят ружья кирпичом». 28 июня стало известно, что группа истребителей Су-35 и Су-57 образовала боевой рой и отработала в режиме реального времени перекрестную передачу данных. «Совершенно секретно» уже рассказывала о роли воздушного снайпера в статье «Воздушный снайпер» (№ 8 (443), апрель 2020 года), которую, скорее всего, возьмут на себя «пятьдесят седьмые» в гипотетическом столкновении с авиацией НАТО. Также известно, что российский ударный беспилотник С-70 «Охотник» разрабатывается, в том числе и как компаньон Су-57.

Впрочем, в случае гипотетического конфликта основную роль в отражении сетецентрических атак американских ВВС возьмут на себя совсем другие системы: средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и зенитно-ракетные комплексы. И вот тут проделана большая работа.

Госпрограмма вооружений на 2011–2020 годы предполагала по ставку в войска 56 дивизионов ЗРК С-400 «Триумф». 54 дивизиона были переданы военным к концу 2018 года. Это позволило переоснастить «Триумфами» половину зенитно-ракетных полков войск ПВО и ПРО.

Оставшаяся половина укомплектована устаревшими комплексами С-300ПС и модернизированными С-300ПМ. Однако после завершения массового производства С-400 промышленность переключилась на производство двух других комплексов: С-500 «Прометей» и С-350 «Витязь».

И если «Прометей» заточен под использование «больших ракет» (40Н6М, создававшуюся как топовый боеприпас для С-400, и специально созданных для «пятисотого» 77Н6-Н и 77Н6-Н1), позволяющих через полконтинента поражать самолеты, взлетающие баллистические ракеты и дотягиваться до спутников на низких орбитах, то при создании «Витязей» конструкторы пошли в обратном направлении.

Комплексы были вооружены малогабаритными ракетами 9М96 и 9М100, первая из которых способна приземлять объекты на дистанции до 120 км, а вторая – в радиусе 15 км. В результате получился ЗРК с относительно скромной дальностью, но с очень солидным боезапасом. Одна пусковая установка «Витязя» имеет боекомплект из 12 выстрелов. Для сравнения, его дедушка С-300ПС способен нести всего четыре ракеты.

В масштабе соединения разница еще более ощутима: дивизион С-300ПС с восемью пусковыми установками может произвести 32 выстрела, тогда как дивизион С-350 такого же состава обрушивает на противника шквал из 96 ракет.

Огромный боекомплект «Витязя» делает его идеальным средством борьбы с роями беспилотников и крылатых ракет. Кроме того, дальность ракеты 9М96 почти вдвое перекрывает дальность планирования дешевых бомб JDAM и перспективных «Громобоев».

Логично предположить, что именно «Витязи» в ближайшие годы заменят устаревшие С-300 во всех их модификациях. Благодаря этому российские ПВО будут примерно в равных долях укомплектованы дальнобойными «Триумфами» и скорострельными «Витязями», а полки и тех и других, в свою очередь, прикроют сверхдальнобойные «Прометеи».

Так что доставка «умных» бомб к точке сброса станет для американских пилотов нетривиальной, а при хорошем раскладе – и вовсе самоубийственной задачей.

Фото: компании Raytheon