Как убили отца советского червонца

На модерации Отложенный

80 лет назад, в мае 1939 года, погиб первый нарком финансов СССР Григорий Сокольников. По официальной версии, его из-за личной неприязни убил сокамерник по Верхнеуральскому политическому изолятору, где бывший большевистский руководитель отбывал наказание за участие в троцкистском заговоре. Но рассекреченные архивные документы свидетельствуют о том, что преступление совершили сотрудники НКВД, действовавшие по распоряжению Лаврентия Берии, который получил соответствующий приказ от «вождя народов» Иосифа Сталина.

 

Фото: Григорий Сокольников — интересные факты

Задание государственного значения

Обстоятельства убийства были установлены ещё в начале 1960-х годов, когда комиссия под руководством члена Президиума ЦК КПСС Николая Шверника изучала документы жертв политических репрессий. Правда, дело Сокольникова не спешили обнародовать, а самого бывшего наркома реабилитировали только в 1988 году.


В архивах хранятся показания работников Верхнеуральского политизолятора, из которых следует, что Григорий Сокольников был убит группой лиц в составе приехавших из Москвы оперуполномоченных НКВД Петра Кубаткина и Григория Шарока, а также ранее осуждённого бывшего чекиста П.М. Лобова. К ним присоединился начальник тюрьмы по фамилии Флягин. Сокольникова перед убийством перевели в отдельную камеру. Четверо палачей вошли в неё и забилибывшего наркома до смерти. Действиями руководил Григорий Шарок.
До этого Кубаткин организовал убийство другого бывшего видного революционера, Карла Радека, который после суда также содержался в Верхнеуральском политизоляторе.
Подробности гибели Радека установила комиссия под руководством Шверника. Вот выдержка из секретной докладной записки, переданной главе государства Никите Хрущёву: «В Верхне-Уральскую тюрьму в мае 1939 года выезжал оперативный работник (…) НКВД Кубаткин. Первый раз он возил с собой некоего Мартынова, якобы заключённого (личность не установлена), который был помещён в одну камеру с Радеком, преднамеренно учинил с ним драку, но убить Радека не смог и был увезён Кубаткиным из тюрьмы. Через несколько дней Кубаткин вновь приехал в тюрьму с другим заключённым по фамилии Варежников.


Этого заключённого также поместили в камеру к Радеку. На следующий день, 19 мая, Варежников, спровоцировав драку, убил Радека. В акте, составленном администрацией тюрьмы, указано, что убивший Радека Варежников является якобы троцкистом. В действительности под фамилией Варежников был зашифрован Степанов И.И., бывший комендант НКВД Чечено-Ингушской АССР, арестованный в феврале 1939 года за серьёзные должностные преступления. В ноябре того же года по указанию Берии Степанов освобождён из-под стражи. В постановлении о прекращении дела указано, что он выполнил «специальное задание», имеющее важное государственное значение.

Фиктивный протокол

Через два дня, убивая Сокольникова, сотрудники НКВД действовали проще, видимо, не желая повторения ситуации с Мартыновым. Подробности происшествия известны из справки, которую для того же Хрущёва подготовил тогдашний председатель КГБ Иван Серов. К ней был приложен фиктивный протокол допроса заключённого Котова (под такой фамилией фигурировал Лобов) с признанием, что он убил сокамерника Сокольникова в результате ссоры. Речь бывшего чекиста намеренно упрощена, поскольку в данном случае он представлен человеком из народа: «Я назвал его фашистским наймитом, и что за вас и подобных вам лидеров приходится м мне нести ответственность.

 

Сокольников моментально встал с кровати и с угрожающим видом начал приближаться ко мне. Я сидел на своей кровати, рядом с которой стояла лагерная параша, я схватил её и ударом по голове отстранил его от себя».
Буквально через несколько дней П.М. Лобов вышел на свободу.
По показаниям бывших руководителей секретно-политического отдела ГУГБ (Главного управления государственной безопасности) НКВД П.В. Федотова и Я.Н. Матусова, сотрудники Верхнеуральского политизолятора регулярно присылали рапорты о поведении осуждённых Радека и Сокольникова. Документы передавались Лаврентию Берии, который знакомил с ними «вождя народов». Федотов и Матусов утверждали, что оба убийства были совершены по указанию Сталина.
Чем же всесильному «красному диктатору» так не угодил бывший нарком финансов?

Знаете ли вы что…

В 1923 году в семье Григория Сокольникова и его гражданской жены Марьи Щекотихиной родился сын Михаил. По настоянию отца мальчику дали фамилию Червонный — в честь недавно введённого в СССР золотого червонца.

От имени государства

Григорий Яковлевич Сокольников (настоящее имя — Гирш Янкелевич Бриллиант) родился в 1988 году в семье владельца аптеки и дочери купца первой гильдии. Окончил московскую классическую гимназию.

В 1905 году вступил в РСДРП и принимал активное участие в революционных событиях. Был членом Сокольнического ревкома Москвы — отсюда и псевдоним, который потом стал новой фамилией. В 1907 году Сокольникова арестовали, в 1909 году он был приговорён к ссылке на вечное поселение в Сибири. Но уже через шесть недель после прибытия в село Рыбное Енисейской губернии бежал и выехал за границу. Поселился во Франции, совмещал учёбу в университете с журналистской деятельностью. Познакомился с Владимиром Лениным, сотрудничал в газете Льва Троцкого «Наше слово».


В апреле 1917 года вместе с Лениным и другими руководителями революционного движения в пломбированном вагоне через Германию вернулся в Россию. Принял активное участие в подготовке вооружённого восстания.
После революции занимал высокие государственные посты, входил в пятёрку наиболее влиятельных большевиков наряду с Лениным, Свердловым, Сталиным и Троцким. Именно Сокольникову было поручено подписать Брестский мир от имени советского государства.
Известно, что мать Григория до конца жизни не могла простить сыну того, что он по собственной инициативе отдал чекистам семейные драгоценности.

Лампочки с гравировкой

В 1922 году Сокольников стал наркомом финансов РСФСР, а в 1923 году, после образования народного комиссариата финансов СССР, возглавил это ведомство. Страна переживала острый инфляционный кризис, рубль по сравнению с дореволюционным временем обесценился в 50 тысяч раз. Деньги ничего не значили, сотрудники наркомата уносили из здания электрические лампочки, чтобы обменивать их на продукты. Для борьбы с этим явлением Григорий Яковлевич заказал партию лампочек с гравировкой «Украдено в наркомфине», после чего воровство прекратилось.


Сокольников стал инициатором денежной реформы, в результате которой в стране, помимо рубля, получил хождение золотой червонец — твёрдая валюта, приравненная к 10-рублёвой золотой монете царской чеканки. Советский червонец на 25 процентов своей стоимости был обеспечен драгоценными металлами и иностранной валютой, а на остальные 75 процентов — реальными товарами. Монеты и казначейские билеты официально котировались на международных биржах (там червонец стоил 1,9 доллара).
Введение новой устойчивой валюты позволило молодой республике выбраться из финансовой пропасти, остановив гиперинфляцию. Бумажные купюры в 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев выпускались до 1927 года — и оставались платёжным средством до денежной реформы 1947 года.

Под давлением следователей

Правда, сам Сокольников пробыл на посту наркома финансов совсем недолго. В 1925 году, во время XIV съезда ВКП(б), он примкнул к так называемой «новой оппозиции», лидерами которой были Лев Каменев и Григорий Зиновьев, выступавшие за снятие Сталина с поста генерального секретаря и коллективное руководство партией.
Как известно, «вождь народов» никогда ничего не забывал. Каменева и Зиновьева в 1926 году вывели из политбюро ВКП(б), а позже исключили из партии и в 1934 году арестовали (в 1936 году оба были расстреляны).


Для Сокольникова выступление на съезде долгое время оставалось безнаказанным, хотя он перестал быть наркомом и около 10 лет занимал менее престижные должности.
Но в 1937 году Сокольников оказался среди обвиняемых по делу «Антисоветского троцкистского центра». 13 из 17 подсудимых, среди которых был глава компартии Украины Георгий Пятаков, приговорили к расстрелу. Сокольникову и Карлу Радеку дали по 10 лет. Архивные документы свидетельствуют, что оба покорно позволили оговорить себя в надежде, что их родные не пострадают. Под давлением следователей Сокольников указал на Радека как на своего сообщника.


Обоих отправили отбывать наказание в Верхнеуральский политический изолятор.
Уже упомянутые работники ГУГБ НКВД П.В. Федотов и Я.Н. Матусов показали: из рапортов сотрудников политизолятора стало известно, что и Радек, и Сокольников в беседах с заключёнными говорили о фальсификациях на их судебном процессе и том, что Сталин уничтожает своих политических противников. Этого «вождь народов» оппозиционерам уже не простил.

Убийцу реабилитировали раньше

За успешное выполнение задания чекисты-убийцы получили поощрения. Григорий Шарок в 1939 году стал заместителем наркома внутренних дел Казахстана. Впоследствии занимал ряд руководящих должностей в структурах НВКД и КГБ, был награждён рядом орденов, в 1954 году в звании полковника вышел на пенсию, работал инструктором Центрального автомотоклуба. Кубаткин дослужился до звания генерал-лейтенанта, но в 1949 году был осуждён и позже расстрелян по «ленинградскому делу» (процессу, жертвами которого стали руководители Ленинградских горкома и обкома партии). В 1954 году его реабилитировали как невиновного. Григория Сокольникова оправдали значительно позже. Родственники так и не узнали, где погребено его тело.