Как можно выкинуть бейдж-пропуск на Мессу Папы Римского в Астане?
На модерации
Отложенный
25 ИЮЛЯ 2020 ОЛЬГА СКВИРСКАЯ
На киностудии валяется куча ненужных вещей, которые рука не поднимается выбросить.
Например, как можно выкинуть этот бейдж-пропуск на Мессу Папы Римского в Астане?
«Пропусквезде»
Наша католическая киностудия «Кана» снарядила делегацию для съемок исторического приезда Папы Иоанна Павла Второго в Казахстан.
Я как журналист и Дима как оператор получили в пресс-центре эти пропуска.
Вроде пропуск подписан не абы кем — начальником личной охраны Президента Назарбаева.
Большими буквами на нем значится — «ПРОПУСКВЕЗДЕ» — именно так, без пробела.
Самое смешное, что по такому «пропуску» не пропускали НИГДЕ!
Собираемся ли мы снять президентский дворец в вечернем освещении, к нам бежит вооруженная милиция и гонит прочь.
— Написано же — пропуск везде, — тычу я в бейдж.
— Везде, но не здесь, — отвечают мне охранники.
Хотим ли мы перед Мессой пробраться поближе к трибунам на центральной площади, нам преграждают дорогу.
— А как насчет «везде»? — интересуюсь я, предъявляя бейдж.
— А туда нужен специальный пропуск, — отвечают узкоглазые парни.
«Если этот бейдж и тогда не пригодился, уже никогда не пригодится», — кручу его в руках. Все-таки прикрепляю к черной ткани на стене.
Пусть висит.
Литания
Длинный рулон бумаги, склеенный из листов А4.
Это заготовка для видеоролика, с приветом от нашего дизайнера Антона.
Лето 2001-го. Перед приездом Папы Римского в Астану казахстанский пресс-центр заказывает католической студии «Кана» ролик на одну минуту. Они собирались несколько месяцев крутить его на всех каналах телевидения, в каждой рекламной паузе.
Для начала Антон отсмотрел все имеющиеся фильмы про Папу Иоанна Павла II, начиная с торжественного объявления с балкона собора Святого Петра в Риме об избрании Кароля Войтылы:
— Абемус Папам!
Этой фразой он и открыл свой ролик.
А затем, по его замыслу, должны чередоваться кадры из разных ситуаций в жизни Папы.
По порядочку он выписал их на свой рулон:
- Папа молится
- Папа благословляет детей
- Папа в горах
- Папа служит Мессу
- Папа приветствует толпу…
- И т.д.
Получился длиннющий список в несколько листов А4.
Кто-то сообразительный подписал сверху «Литания».
Все хихикали. Действительно, похоже на литанию!
Я прикрепляю этот свиток на стену — рядом с бейджем. Как такое выбросить?
Ватикан
Картонка с крупными буквами «ВАТИКАН». Ниже и мельче написано «Пресс-центр Папы Римского». Еще ниже — Астана, сентябрь 2001.
Эта бумага, которую Дима прикрепил на лобовое стекло студийной машины, в тот раз обеспечила нам беспрепятственный проезд по всему Казахстану. Как можно ее выкинуть?
***
А начиналось все весьма скверно.
Шел дождь, когда мы — наша съемочная группа в составе Димы, Антона и меня — пересекали российскую границу между Россией и Казахстаном.
Дима притормозил перед толстым мужиком в форме ГИБДД, чтобы задать какой-то вопрос, но не успел.
— Почему не остановился по требованию? — заорал тот, размахивая своей палкой. (Ни Дима, ни я, ни Антон в упор не видели никакого «палочного» требования.)
— Вот же, я остановился, — объясняет Дима.
— Надо было по знаку сразу остановиться, а ты проехал еще восемь метров! — кричал он. — Будем составлять протокол, заберем права, — и Диму увели.
Не помогли никакие извинения, а упоминание Папы Римского, из-за которого мы едем в Астану, вызвало лишь дополнительную вспышку раздражения.
Расстроенный Дима вернулся с «времянкой» вместо нормальных прав.
— С такой филькиной грамотой теперь каждый казах в форме с палкой будет требовать с нас денег, — обреченно сказал Дима.
До казахской границы ехали молча, не зная, увы, что самые главные испытания еще впереди.
***
Казахский пограничный пост представлял собой навес в степи, под которым тусовалось куча вооруженных казахов.
Те мигом обыскали нашу машину, обнаружили видеооборудование.
— У вас неправильно оформлены документы на аппаратуру.
— Но мы сделали все по инструкции, — возмутились мы.
— Ничего не знаем. У вас нет нужной формы.
— Что же нам делать?..
— Сейчас поедем в Павлодар. Вашу машину необходимо обыскать.
— Так обыскивайте скорее.
— Э, нет! Мы поедем в специальный гараж, где обыскивают фургоны на предмет наркотиков.
— Так поехали скорее!
— Сегодня мы уже не успеем — пятница. А завтра и послезавтра там выходные.
— Что же делать?
— Это не наши проблемы.
— Но мы едем снимать Папу Римского!
— Это ваши проблемы.
Часа полтора мы понуро сидим в машине, нами никто не занимается.
— Они хотят взятку, это ясно, — сказал Дима.
— Я не умею давать, — возражаю я.
Но отправилась на разведку.
— Почему нас не везут обыскивать? — спросила я у солдат.
Они загадочно посмотрели на меня и кивнули на кабинет начальника.
Захожу в кабинет. Толстый казах что-то пишет, даже не взглянув на меня.
— Где можно позвонить? — спросила я.
— Здесь нет телефона, — ответил он. — Раньше был, — он кивнул на три дырки в стене от гвоздей. — А сейчас сняли.
— Почему?
— Кабель мыши сгрызли.
— Мы едем снимать визит Папы Римского, а нас не пускают, — пытаюсь я объяснить ему. — Мне нужно позвонить в пресс-центр.
— Ничем не могу помочь, — толстяк продолжает писать.
— Почему нас здесь держат?
— Потому что еще не готов протокол задержания. Надо все правильно оформить, а то вы еще жаловаться будете.
— Жаловаться мы и так будем, — сказала я без эмоций.
Постояла, побрела было прочь, но вдруг мне в голову пришла одна идея.
— А как ваша фамилия?
— Моя фамилия будет в конце протокола задержания, — ответил он.
— Устраивает?
— Устраивает, — кивнула и я вышла.
Не успела я дойти до машины, как толстый начальник выскочил за мной на крыльцо.
— Эй! — закричал он солдату. — Может, мы вообще их не пустим — неизвестно, кто они такие! Вези ее в деревню, пусть звонит, куда ей надо!
Я струхнула. В такой грубой форме дядька разрешил мне позвонить, что я даже не сразу поняла, что выиграла, и что он на самом деле идет на попятную.
***
Степь да степь кругом. Дождь не перестает.
— Куда мы едем? — уныло спрашиваю я у молоденького рябого солдатика.
— В деревню, звонить. Там ближайший телефон.
Пока едем, роюсь в папке, ищу номера, которые мне дал брат Дамиан, наш начальник студии, — он уже в Астане, работает в «Пресс-центре Папы Римского».
Папка набита рекламными проспектами с портретом Папы Иоанна Павла Второго.
— Зачем это он к нам едет? — спросил казах, искоса заглядывая мне в бумаги.
— Здесь у вас много ссыльных католиков. А вы что, против? — задаю встречный вопрос.
— Да мне-то все равно, — равнодушно отвечает парень, крутя баранку. — Он мне ничего не сделал, ни плохого, ни хорошего.
— Ошибаетесь: в том, что ваш Казахстан сейчас независимая страна, во многом его заслуга, — и я рассказала, как Иоанн Павел Второй боролся против тоталитаризма, и как в него стреляли, и как в конце концов рухнула вся социалистическая система.
Солдат внимательно слушает.
Заезжаем в какую-то бедную деревню. Останавливаемся около избы.
— Где тут почта? — спрашиваю.
— Это не почта, просто мы в этом доме арендуем телефон, — объяснил казах.
На пороге мы оба снимаем обувь с налипшими комьями бурой грязи, проходим на чью-то веранду, хозяева нам выносят из комнаты допотопный телефонный аппарат со сломанным диском, перемотанным изолентой, ставят на табуретку.
Солдат достает секундомер.
Совместными усилиями набираем с ним код и номер.
— Алло! — слышу знакомый голос, не выговаривающий букву «л». Поляк. Дамиан. Наш директор.
— Дамиан!!! — заорала я. — Нас не пускают на границе!!!
— Я сейчас сижу на заседании в министерстве иностранных дел. Передай трубку тому, кто рядом с тобой, — спокойно приказывает Дамиан.
Мой солдат берет трубку и вдруг вытягивается по швам.
— Да!.. Да!.. Слушаю!..
…Через тридцать минут вся наша съемочная группа уже мчится по Казахстану, мы совершенно свободны.
— Молодец, Дамиан, — похвалил Дима.
— А может, это Римский Папа помог? Может, он уже при жизни святой?
А после того, как в пресс-центре нам выдали пропуск с волшебным словом «ВАТИКАН», все встречные представители властей всех видов разве что честь нам не отдавали. Димина «времянка» так и не понадобилась.
Мы объехали кучу сел и деревень, чтобы снять, как старые католики, которые еще помнят ссылку, готовятся к визиту главы Католической Церкви. И никто нас ни разу не остановил.
Секс: сейчас или потом?
Наша киностудия «Кана» не только выпускала собственную продукцию, но и копировала для священников разный вспомогательный материал: проповеди, фильмы про Папу Римского, экранизации книг Библии.
Нам заказывали фильмы по каталогу, мы их копировали и высылали заказчикам.
Как-то один священник из Казахстана по имени Генрих Срока заказал продукцию под интригующим названием «Секс: сейчас или потом?».
На самом деле это были всего-навсего проповеди для молодежи на тему нравственной чистоты, довольно нудные и длинные, целых два с половиной часа.
— Он заказал аж двести экземпляров этих кассет! — сказала директору Маша. — Маньяк.
— Куда ему столько? — поразился тот.
Мало-помалу заказ выполнялся. Скопированные кассеты черной стопкой лежали в углу.
Маша размножила и напечатала название, чтобы наклеить на каждую кассету, разрезала лист на полоски.
Мы выхватывали у нее узенькие разноцветные бумажки со словами «Секс: сейчас или потом?» и баловались с ними, как могли. Лепили куда попало.
Я приколола такую к фотографии, где священник благословляет бабушку. Дамиан гневно отодрал подпись и выкинул.
А Паша приклеил бумажку на дверь соседнего кабинета, где располагался Библейский курс.
Там работала некая Верочка.
Первые годы она ходила исключительно в длинной черной юбке — собиралась стать монахиней-затворницей, причем непременно на Святой Земле. Но недавно вступила в новый период: обстриглась клочками, выкрасилась в соломенный цвет и перешла на прозрачные кофточки, под которыми ничего не было надето.
Верочка параллельно преподавала английский в богословском колледже в монастырском здании. Новенькие священники и монахи недоуменно оборачивались на нее при встрече, а Дамиан их успокаивал:
— Спокойно: это не б… — она здесь профессор.
Верочка в тот раз возмущенно сорвала бумажку с двери своего кабинета.
Но через несколько лет таки увела из монастыря одного польского иезуита! Не сейчас, так потом!
***
Заказ был почти готов, когда на студию совершила свой исторический «налет» налоговая полиция.
Им донесли, что мы якобы подпольно распространяем видеопродукцию.
Первое, что они увидели в павильоне, это гору злополучных кассет «Секс: сейчас или потом?». Они рьяно бросились к ней с надеждой на улов — так легко и быстро удалось обнаружить порнографию!
Как же они обломались, когда поняли, что это проповеди, да еще такие неинтересные!
***
Немало воды утекло, пока в «Кане» вновь воцарилась тишь, да гладь, да Божья благодать.
Налоговая полиция с извинениями вернула весь наш архив вкупе с тиражом про «секс».
Работа возобновилась. Дело дошло до раздачи заказов, в том числе и кассет «Секс: сейчас или потом?».
— Представьте себе, звоню в Казахстан, чтобы узнать, по какому адресу выслать заказ отцу Генриху Сроке, а мне отвечают: он больше не работает в России… Уехал на родину, — возмущается Маша.
И что нам теперь делать с этой грудой кассет? Кому они нужны?
Со временем весь «секс» затерли. «Секса» у нас больше нет.
Остались узкие, как ленточки, бумажки с надписью «Секс: сейчас или потом?».
Пусть себе висят на стене.
Комментарии