Свобода

На модерации Отложенный

Все патриоты мира в один голос кричат: " Свобода!». Но что понимают под словом не только патриоты? Можно сказать, все мы есть патриоты. Кто, собственно не патриот?

Вот и персонаж Мэла Гибсона в «Храбром сердце» на эшафоте кричит свобода! И через секунду его разрывают палачи на части.

Конечно Ульям Уоллес не вымышленный Гибсоном персонаж, а реальный исторический герой шотландского народа времен борьбы за независимость Шотландии. Вряд ли Уоллес на эшафоте кричал свобода. Потому что его не разорвали, как в фильме, а приговорили к повешению, потрошению и четвертованию. Чтобы не тревожить нервы читателям, я не буду останавливаться на деталях средневековой казни. Всех изменников английскому престолу казнили подобно наказанию Уоллеса.

Наверное каждый представляет, что в борьбе за независимость каждый кричит именно про свободу. Если независимость, значит это свобода и если свобода, значит де юре и независимость.

Итак, по поведению голливудского фильма и его главного герой давайте перекинем свободу на современную независимость или независимость на свободу.

Если политическая свобода (форма) состоит из реальной свободы каждого (содержания), то что означает свобода на взгляд простого носителя внезапной свободы — обывателя иначе на взгляд простого смертного?

По фильму Ульям Уоллес приехал в шотландскую деревню и хотел завести семью, следовательно должен был вести и крестьянское хозяйство. Семью кормить надо. Но шериф английской стражи увидел невесту Уоллеса и хотел надругаться. По фильму невесту звали Маррон (на самом деле Мэрион и они давно были знакомы, у них была дочь) шерифу отказала и шереф ее убивает. После чего Уоллес мстит, убивает шерифа и поднимает восстание.

Но вот если английский шериф не стал домогаться невесты Уоллеса, получается Уоллес просто пас бы коз и баранов, не замечая власти колонизаторов. Ну какая разница, кому платить оброк — своему шотландскому барону или английскому герцогу?

Наверное разница все таки есть. Платить своему — не задевает гордыни. Свой есть свой, свой род, свой кровь, а чужак есть чужак. Хотя у простого нет гордости. Не должно быть в принципе. Если у простого народа будет много гордость, кто будет работать? Во все времена подчинение выработало рефлексы безразличия у низов. Гордыня есть у элиты, привилегированных слоев. Им есть что делить абстрактно. Кто выше, кто ниже по рангу, это очень важно для традиционного населения. А вот у низов было скорее чувство локтя. Никто не должен был задаваться. Будь как все!

Не имею понятия, что чувствуют зерефы, когда надо платить налоги колониальной администрации, но для традиции не важно, что там наверху происходит. Для традиционных людей самое главное — построить дом, завести хозяйство, наплодить сыновей помощников. Известно, что крепостные давали обильное потомство, хотя большая половина до совершеннолетия не доживало, а привилегированные бароны имели один два приплода. Говоря современным языком, чем меньше культура и образование, тем меньше детей. Чем образованней женщина, тем меньше она рожает. И наоборот, чем ближе люди к традиции, тем больше детей. Плодитесь и размножайтесь завещала Книга. Вот традиция всегда выполняет эти заветы, соответственно и традиционные люди. Благодаря современным достижениям медицины и гуманизации человеческих отношений, воины происходят очень редко, эпидемий как раньше, косившие половина населения, тоже нет.

Население планеты растет стремительно исключительно благодаря традиции и традиционным народам.

 

Но мы отвлеклись и забыли Уоллеса. Восстать против колонизаторов Уоллеса заставили обстоятельства некорректного отношения администрации колонизаторов. Если допустить, что сами колонизаторы ввели кодекс чести колонизатора и тем самым не задевали чувства туземцев, то потенциальные уоллесы пахали бы себе землю и пасли бы своих коз в китах. Размножались себе. На радость колонизаторов. То есть такие себе спартанские элоты. Это положение унижения и будущего зерефы как раз и не понимают. Уоллес не глупый парень и готов был тоже закрывать глаза на все. Только элита, феодальная элита — зероты и современные государственники ремиды могли бы вмешаться в порядок. Но шотландская элита не сразу и не всегда признала английского короля Эдуарда своим сюзереном. Если у народа нет феодальной элиты — зеротов, а в дальнейшем и государственников — ремидов, то зерефы будут танцевать свои фольклорные танцы до упаду, им все равно. Будут пасти и доить своих коз. Для народа особенно традиционного иметь гордую, даже надменную элиты очень важно. Если подобной элиты больше нет, не существует, то государственники (ремиды) будущее народа будут строить исходя из расклада сил. Но традиция остается в сохранности. Даже если вся туземная элита разговаривает на английском (французском, как русские дворяне до революции; на русском как казахи до сих пор) языке, традиция остается в памяти стариков. Они конечно никогда не жили в городах и вдоволь натанцевались своих фольклорных танцев. Но самое главное, общались с себе подобными на своем родном языке. Те, кто побежали учиться и подражали культуртрегерам, конечно тут же завертелись в кольцах чужого Сатурна. Это чужая иерархическая система. Чтобы в кольцо Сатурна попасть, нужно прежде всего разговаривать на языке культуртрегеров. И всегда так было. Если современные обыватели бросились учить английский язык, как когда то шотландская знать и ее дети, значит английские шерифы или кто то там из наследников англосаксов на сегодня уже среди них. Кольцо Сатурна и есть кольцо культуры. Все люди про это догадываются. Но особенно про это догадываются традиционные люди. Люди традиционной иерархии. Кто быстрее овладеет языком культуртрегеров, тот быстрее превратится в менагера, тот мгновенно опередит любых традиционщиков, кто хочет раскрутить народную традицию. Хотя конечно, если вдруг в каком то месте правительство или лидер КПСС провозгласил независимость от метрополии, то конечно со всех сторон будут кричать свобода! Даже не понимая, что это значит. Точно также многие советские люди долго не могли понять, что стоит за свободой номенклатуры. Ведь именно она по всему СНГ провозгласила свободу. Хотя конечно в некоторых местах начались столкновения на националистической почве. Демарши местных патриотов в Прибалтике, на Кавказе. Если смотреть на Советский Казахстан, то почти 90% населения владело русским языком. И судя по тому, что Советский Казахстан вышел из Союза самым последним, то всех все устраивало. Вертеться в кольце советского Сатурна, казахам, видимо, было неосознанно выгодно. Чтобы обосновать независимость, верхушке казахской власти пришлось, что называется, очень постараться. Вся государственная политика, стратегия, культура, знания все строилось на кольце русского языка. Как же это можно было остановить, верчение старого Сатурна?