Куда идёт Россия

На модерации Отложенный

Итак, наши социальные отношения таковы, какими им позволяют быть наши культурные основания. У нас продолжается раскол. Вот Жириновский что-то сказал за Хабаровск и Хургала - а теперь он уже за Дегтярёва… До перестройки нехорошими словами были «идеализм», «бизнесмен», «религиозные предрассудки», «буржуазные пережитки»... Теперь другие проклятия: «материализм», «атеизм», «западник», «либерал» (в терминологии быдлостана – «либераст»). Нацизм не отличают от естественного национализма, всякий намёк на развитие русского национального самосознания и защиту национальных интересов не «россиян», а именно русских, рассматривается чуть ли не как призыв к разжиганию национальной розни. В массовом сознании свобода зачастую означает возможность «делать что хочу», а справедливость означает уравнительность, шариковское «отнять и поделить». а вовсе не равенство перед законом. Потеря веры в пусть официозные, пусть иллюзорные, но идеалы «светлого будущего», которое мы всё время строили, в сочетании с утратой страха обернулось тем, что насилие лжи сменилось ненавистью невежества. И грянул хам, о котором писал Мережковский. Потому что хамство многомерно, это не только холопство, лакейство, приспособленчество, но и наглость бывшего холопа, получившего «вольную». Особо агрессивен хам, страдающий комплексом неполноценности при ощущении своей безнаказанности. Ему присуща ненависть ко всему, что от него отличается, и прежде всего к интеллигенции. Причём не к кружковой революционной, которую справедливо критиковали веховцы в начале 20 века, а ко всей в целом. И выискиваются цитаты у пнувших когда либо интеллигенцию. Один русский консерватор когда-то сказанул: «Интеллигенция? Слово то какое поганое, и звучит как-то по хамски». Вождь мирового пролетариата сказанул проще: «Интеллигенция не мозг класса, а говно». Современный же шутник, выучивший когда-то, что интеллигенция – это «прослойка» назвал интеллигенцию «прокладкой». Вот и получают наши профессора меньше чем девушки-операторы в банках. И пока это так, пока изуродованы социальные лифты – страна обречена. Итак, манихейский стиль мышления, с которого я начинал три дня назад, является одним из условий нестабильности в России Что сделал бы политик желающий вытолкнуть Россию на периферию мирового исторического процесса? Он бы не кинулся смещать «режим», но способствовал бы коррупции, способствовал бы созданию лазеек в законах, позволяющих воровать в крупных размерах и саботирующему поведению, но сохранял бы при этом «управляемый хаос».

А ещё он устраивал бы взаимопарализующую борьбу «ветвей» власти, позаботился бы о нравственном растлении народа и одновременно поддерживал бы противоборствующих людей, снижал бы качество образования, насаждал бы религиозность и поддерживал бы религиозную нетерпимость, деятельность одиозных тоталитарных сект, воинствующий обскурантизм, оккультизм, магию, колдовство, шаманство и т.п. Согласно с теорией сверхсложных самоорганизующихся систем — синергетикой система не может переходить в любое желаемое кем бы то ни было состояние, а только лишь в одно из возможных для нее в рамках спектра возможных состояний. Социальная система как раз и представляет собой сложную самоорганизующуюся систему. Поэтому и эффективное управление обществом возможно не как волюнтаристское насилие (оно непременно приводит к непредсказуемым деформвциям), а как содействие естественноисторическим процессам самоорганизации путём способствования возникновению стабилизирующих структур, так называемых аттракторов, творящих «порядок из хаоса». Мир принципиально вероятностен. Случайность – не мера незнания, как думали во времена Лапласа, а неустранимое свойство, атрибут. И если система находится в неравновесном состоянии, в исходной точке веера возможностей, то даже малое воздействие может привести к громадным изменениям. Это явление называется триггерным эффектом, эффектом спускового курка. Каждый наш поступок, каждый наш выбор, так или иначе формирует одно из возможных состояний в «обозримом будущем». Поэтому будущее зависит не от манихейского противостояния, а от каждого человека, воздействие которого может произвести триггерный эффект. Мы сами в настоящем творим своё будущее. А развитие экономики основано на торжестве более производительной хозяйственной системы, основным элементом которой является, по словам П. Струве «человеческая личность, отмеченная высокой степенью годности». Советские идеологи не поняли значения индустриального капитализма, видя в нём только тёмную сторону: неравенство распределения, хищничество, не поняли его роли в процессе самоорганизации и самовоспитания общества, которые, в конце концов, привели к постиндустриальной и постэкономической стадии в развитых странах. Теперь у них уже совсем другие проблемы. А у нас?