Во что верят православные либералы

На модерации Отложенный

"Церковные либералы" - это разнородная группа православных верующих, которых сложно определить в какие-то четкие рамки. То же самое было с православными фундаменталистами, о которых я писал ранее. В данной статье речь пойдет про церковных либералов в России.

 

 

 

Однако можно дать ряд характеристик православно-либерального сообщества. Это не либералы в настоящем понимании термина, но в церковной среде их можно считать наиболее "прогрессивными".

Я в очередной раз использую описание из телеграм-блога "Православие и зомби", который ведут теолог Андрей Шишков и филолог Ксения Лученко. Это интересный анализ краткого "пантеона" православных либералов.

Особо почитаемые мыслители:

Протоиерей Александр Мень, протоиерей Александр Шмеман, митрополит Антоний Сурожский, преподобномученица Мария (Скобцова), новомученики, протоиерей Сергий Булгаков, протопресвитер Николай Афанасьев, православный французский богослов из католическо-протестантской среды Оливье Клеман, архимандрит Софроний (Сахаров), архимандрит Таврион (Батозский), священник Георгий Чистяков, протоиерей Павел Адельгейм, протоиерей Виктор Мамонтов, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер (автор идеи "безрелигиозного христианства").

Особенность перечисленных персон в том, что они тяготели к индивидуализму, личностному исповеданию веры. Большинство из них являются представителями западного православия и придерживались экуменических взглядов.

 

Александр Шмеман, Антоний Сурожский, Александр Мень

 

Александр Шмеман, Антоний Сурожский, Александр Мень

Идеология:

1) евхаристия - это дар, поэтому она должна быть независима от исповеди; участие в литургии должно быть осознанным;

2) личный религиозный опыт важнее церковных правил;

3) Христос - центр доктрины, почти как у протестантов "Solus Christus - только Христос";

4) Умеренный антиклерикализм, рост значения мирян в церкви;

5) Осовременивание ритуальной и бытовой жизни церкви (например, богослужения на русском);

6) Экуменизм как межхристианский диалог, политика открытости по отношению к другим христианским конфессиям;

7) Личное благочестие важнее следования догматам;

8) Активная православная миссия посредством деятельности мирян, преобразование мирского в христианское (православные общины, лагеря, воскресные школы);

9) Наука и религия есть взаимодополняющие формы общественного сознания.

Христианство должно мириться с достижениями науки.

 

Встреча папы римского Франциска и патриарха Кирилла как событие межцерковного диалога

 

Встреча папы римского Франциска и патриарха Кирилла как событие межцерковного диалога

В плане решения социальных проблем тоже есть ряд особенностей: пацифизм, следование современным тенденциям, попытка понять стигматизирующие группы (ЛГБТ и прочее), критика слияния государства и властикритика прорелигиозных законов.

Православных либералов тоже можно назвать "фундаменталистами", но с огромной натяжкой, потому что они хотят вернутся к жизни первых христиан, вернее, реализовать собственные представления о жизни первых христиан. Но это не совсем фундаментализм, потому что либералы не хотят вернуть прошлое в настоящее, но пытаются подстроиться под настоящее, используя принципы "идеального прошлого".

Важно понимать, что на фоне западных христиан наши "либералы" являются самыми настоящими консерваторами.

Во что верят православные фундаменталисты